24.01.2022

Может ли это произойти на моем судне?

Вопрос, над которым предлагает задуматься Swedish Club. Так, в свежем выпуске ежемесячного бюллетеня по безопасности страховой клуб подробно описал несчастный случай, в результате пострадали двое моряков. 

Инцидент имел место на судне, которое шло со скоростью 14 узлов при спокойном море. Во время перерыва на кофе в 10.00 утра старший механик сообщил первому механику, что балластный насос, который некоторое время не использовался, необходимо отремонтировать до прибытия в порт – до вечера следующего дня. Выполнить это задание должны были первый и третий механики и моторист. 

Накануне насос перенесли в судовую механическую мастерскую, где моторист снял гайки с крышки корпуса насоса. Механики были в защитной обуви, перчатках, комбинезонах и касках и приступили к демонтажу насоса. Поскольку они посчитали это рутинной работой, то решили не брать допуск к работам. Точно также ошибочно моряки посчитали, что проводить оценку рисков – ни к чему. 

Механики начали снимать вал и рабочее колесо с балластного насоса. Сначала они  закрепили вал в резьбовом отверстии, прицепив его цепью к рым-болту с петлей. Они  использовали цепную таль с безопасной рабочей нагрузкой (SWL) 5 тонн, которая была закреплена в монорельсе, а вал был поднят для облегчения работы. Цепная таль находилась в исправном рабочем состоянии – имелись все необходимые сертификаты, а поднимаемый вес был допустимым.

Моряки решили перенести вал на рабочее место большего размера. Для этого требовалось закрепить еще одну цепную таль – моторист ушел искать подходящий механизм. Механики же стали осматривать висевший над рабочим местом вал и пару раз его провернули. Внезапно вал сорвался с рым-болта и одним концом всей массой обрушился на руку третьего механика, оторвав ее. Первый механик тоже получил серьезную травму – ему раздавило руку.

Узнав о случившемся, капитан немедленно направил судно в ближайшую гавань. Экипаж связался с Объединенным спасательно-координационным центром и запросил медицинскую помощь. Через пару часов на борт прибыл вертолет: обоих моряков удалось спасти, а вот о работе в море им пришлось навсегда забыть. 

Пошагово разбирая этот инцидент, в страховом клубе возникло много вопросов, ответив на которые, можно значительно повысить безопасность на судах. Так, в Swedish Club предлагают участникам отрасли задуматься, предусмотрена ли в компании оценка риска для подобной работы; к ней требуется допуск; все ли члены экипажа, в компетенцию которых входит выполнение аналогичных заданий, прошли надлежащую подготовку к работе с таким оборудованием; какие положения системы управления безопасностью были нарушены; что стало первопричиной этого инцидента; как можно было предотвратить несчастный случай? 

– Нельзя забывать о проведении оценки всевозможных рисков и действовать согласно инструкций, даже,  когда кажется, что работа носит рутинный характер, – говорят в Российском профсоюзе моряков. – Находясь на судне, нужно всегда помнить о безопасности – она, как известно, превыше всего. 

Источник safety4sea.com; перевод ЦИА РПСМ; фото D. Marmolejo с сайта МФТ 


↑ 

Наверх