14.01.2022

Законопроект о техническом менеджменте судов содержит риски для моряков

Такого мнения придерживается Российский профсоюз моряков. В ходе очередного заседания Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), прошедшего 23 декабря 2021 года, Федерация профсоюзов работников морского транспорта (ФПРМТ), в которую входит РПСМ, подняла вопрос о новом проекте федерального закона № 1150608-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о техническом менеджменте судов), который сейчас находится на стадии подготовки к первому чтению в Государственной Думе. Законопроект предусматривает одно важное нововведение: появление в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ РФ) и Кодексе внутреннего водного транспорта (КВВТ РФ) нового вида деятельности – технического управления судном. Основной аспект документа, который вызывает беспокойство у РПСМ: он создаёт предпосылки для появления трёхсторонних трудовых отношений в сфере судоходства, разделяя обязанности судовладельца перед моряками.

В соответствии с ныне действующим законом, невыплаченная заработная плата моряка или расходы на репатриацию являются морским требованием к судовладельцу. Он отвечает по таким морским требованиям судном, которое является морским залогом и может быть арестовано в рамках судебного иска к судовладельцу.

Законопроект, внесённый депутатами Госдумы, предлагает поручить техническому управляющему не только техническое обслуживание судна, но и функции работодателя. Таким образом, фактически предлагается разделить обязанности работодателя и судовладельца. При этом возникает неясность, кто именно отвечает перед моряком за его заработную плату, репатриацию и другие платежи.

Согласно Конвенции о труде в морском судоходстве (КТМС) – главному международному документу, стоящему на страже прав моряков, технический управляющий может быть судовладельцем, если взял на себя ответственность за эксплуатацию судна и выполнение всех норм КТМС. Однако об этом в документе народных избранников не говорится ни слова.

Кроме того, международная практика пошла по пути признания судовладельцем той компании, которая является управляющим по требованиям Международного кодекса по управлению безопасностью (МКУБ), что включает в себя и требования по техническому управлению судном. Такая позиция предусмотрена Рекомендацией 129 Международной ассоциации классификационных обществ (IACS) в силу полного совпадения определения судовладельца в КТМС и МКУБ. Российский морской регистр судоходства является членом IACS.

Отметим, что в связи с этими и другими нормами, которые с точки зрения РПСМ могут негативно отразиться на моряках, 17 декабря ФПРМТ направила замечания и предложения по возможному регулированию в секретариат РТК, а его копии – в Комитет по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Госдумы, в Минтранс и Минтруд России, а также координатору профсоюзной стороны РТК.

На прошедшем 23 декабря заседании РТК к позиции ФПРМТ по поводу законопроекта прислушались: решено предложить Госдуме направить в секретариат РТК документ в редакции, подготовленной к рассмотрению во втором чтении, а также поручено Минтруду рассмотреть законопроект и направить заключение в РТК.

РПСМ готов предложить соответствующие поправки в законопроект, чтобы восполнить пробел в учёте требований международных морских конвенций и защитить права моряков, – отметил председатель РПСМ Юрий Сухоруков.

↑ 

Наверх