11.01.2022

Только при грамотных действиях можно избежать проблем

В своем ежемесячном бюллетене по безопасности Safety Flashes Международная Ассоциация морских подрядчиков (IMCA) описала случай, когда моряки во время плановой перекачки льяльных вод почувствовали запах тухлых яиц, доносившийся из вентиляционного отверстия цистерны забортной воды, и немедленно остановили рабочий процесс. Как оказалось, не зря: мультигазовый анализатор показал наличие H2S (сероводород) в концентрации 453 ppm. Экипаж оперативно принял меры по недопущению распространения газа в жилые помещения.

Как известно, льяльные цистерны, особенно в машинном отделении, куда попадают остатки разных веществ и биоразлагаемых моющих средств, представляют собой идеальную среду для образования опасной концентрации сероводорода. Если бы экипаж вовремя не заметил опасность, все могло закончиться взрывом или отравлением.

Как позже показало расследование, льяльная цистерна долгое время не опорожнялась, потому что не наполнялась доверху; ее регулярный осмотр был затруднен; в нескольких углах образовался твердый налет, который было сложно удалить. Кроме того, в ходе бесед с экипажем выяснилось, что некоторые моряки не знали, как удалить затвердевший  осадок из цистерны, не загрязняя атмосферу находящихся рядом помещений машинного отделения. Также установленный факт – отсутствие необходимого насосного и вентиляционного оборудования, что стало причиной задержки процедуры  удаления осадка и чистки цистерн на несколько дней.

В бюллетене по безопасности Международная Ассоциация морских подрядчиков особо отмечает, что моряки быстро отреагировали на экстренную ситуацию: оперативно сообщили о случившемся в аварийную службу, подключили гибкий шланг к вентиляционной трубе, чтобы отвести опасные газы от помещений на судне. После этого экипаж запросил помощь местных специалистов по удалению осадка от льяльных вод и чистке цистерн, организовал постоянный контроль за окружающей атмосферой с помощью соответствующего измерительного прибора. Прибывшие на борт работники специализированной компании очистили цистерну и выдали свидетельство об отсутствии в ней газов.

По итогам расследования компания пересмотрела процедуры очистки судового машинного оборудования, постановив производить уборку машинных помещений во время стоянки в порту и при этом обязательно использовать моющие средства и по возможности пресную воду. 

В Российском профсоюзе моряков подчеркивают, что безопасность всегда должна быть основным приоритетом при выполнении работ. «В этом конкретном случае нельзя не отметить действия моряков, которые не растерялись и грамотно отреагировали на подозрительный запах из вентиляционного отверстия, вовремя остановив перекачку льяльных вод и измерив концентрацию сероводорода, что позволило избежать серьезных проблем», – говорят в РПСМ.   

Источник: safety4sea.com; перевод ЦИА РПСМ, фото shutterstock


↑ 

Наверх