23.12.2021

Процедуры безопасности не появляются просто так

В своем последнем ежемесячном бюллетене клуб взаимного страхования Swedish Club рассказал о деталях инцидента с переливом топлива во время бункеровки судна, напомнив, что никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя пренебрегать процедурой оценки рисков и проведением инструктажа по технике безопасности. К сожалению, именно этого не сделали моряки. 

В описываемом случае говорится, что судно осуществляло операцию по правому борту. Старший механик отдал приказ бензовозу начать бункеровку дизельного топлива. Второй механик попросил одного из мотористов подготовить топливоприемный манифольд, а

третий механик выполнил контрольный перечень мер по технике безопасности при бункеровке – все палубные шпигаты были на месте. Однако перед началом работы члены экипажа не провели ни процедуру оценки рисков, ни инструктаж по технике безопасности.

Бункеровка началась в 09.00 утра, каждый моряк выполнял свои обязанности. Так, моторист и третий механик следили за ходом операции у правого борта, второй механик работал в машинном отделении. Третий механик поддерживал радиосвязь со стармехом – он находился на посту управления двигателем. Поскольку радиосвязи с водителем бензовоза на берегу не было, третий механик и водитель договорились использовать сигналы руками.

Спустя час матрос, направлявшийся в кают-компанию, увидел, что топливо выливается в море из бункеровочной станции по левому борту. Он сообщил об этом по рации и побежал на правый борт, чтобы доложить третьему механику. Оказалось, что нефть вытекала через фланцевую заглушку бункеровочной станции. Тогда третий механик подал сигнал водителю бензовоза прекратить бункеровку и нажал кнопку аварийной остановки заправочной станции. Водитель бензовоза сразу отреагировал. Стармех, услышав сообщение матроса, закрыл вентили на цистерне: до этого он не заметил ничего необычного на манометрах и не заподозрил, что топливо переливается. Третий механик и моторист, следуя «Судовому плану чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью» (SOPEP), взяли абсорбирующие салфетки и побежали к левому борту. Топлива было уже слишком много – оно растекалось по бухте. К счастью, попутный ветер гнал его обратно – в сторону судна и причала.

Разбирая этот инцидент, в страховом клубе возникло много вопросов, ответив на которые, можно значительно повысить безопасность на судах. Так, в Swedish Club предлагают участникам отрасли задуматься, каковы непосредственные причины этого происшествия; есть ли риск того, что подобное может произойти на другом судне; как можно было предотвратить перелив топлива; как правильно осуществлять наблюдение за бункеровочными операциями; достаточно ли эффективны существующие процедуры для того, чтобы не допустить повторения такого инцидента; какие средства и оборудование из тех, что предусмотрены SOPEP, есть на борту судов; как гарантировать, что моряки открывают нужные клапаны; всегда ли экипаж следит за тем, что фланцы клапанов неиспользуемой бункеровочной станции закрыты; проводится ли оценка рисков и инструктаж по технике безопасности перед началом бункеровки; как улучшить систему управления безопасностью (СУБ), чтобы исключить подобные риски?

В Российском профсоюзе моряков подчеркивают, что безопасность судна, экипажа, груза и окружающей среды всегда должны стоять на первом месте. Поэтому важно следовать всем процедурам безопасности, которые, к слову, не появляются просто так, а чаще всего основываются на трагическом опыте.

Источник: safety4sea.com; перевод ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх