16.12.2021

Создана инициативная группа для защиты прав работников транспорта и ослабления нагрузки на цепочку поставок

Всемирная организация здравоохранения и Международная организация труда договорились о создании инициативной группы, которая будет заниматься внедрением протоколов для работников транспортного сектора в условиях пандемии Covid-19. Толчком к переговорам стало поспешное введение ранее снятых ограничений на поездки во многих странах, последовавшее за появлением нового штамма омикрон. Так, ВОЗ и МОТ планируют создать «паспорта о вакцинации» для работников международного транспортного сектора. Дальнейшие меры по обеспечению свободы передвижения транспортников будут обсуждаться на собрании Исполнительного комитета Генерального секретаря ООН, которое состоится в январе.

Генеральный директор ВОЗ, доктор Тедрос Гебрейесус (на фото) и генеральный директор МОТ Гай Райдер подтвердили, что возглавляемые ими организации «в срочном порядке» сформируют инициативную группу, в которую войдут ведущие транспортные организации. Ее задача – обеспечить свободу передвижения работников международной транспортной отрасли. Это решение было принято после того, как на прошлой неделе организации и профсоюзы, представляющие интересы компаний и работников автомобильного, воздушного и морского транспорта встретились с главами ВОЗ и МОТ. Они предупредили о влиянии новых ограничений на положение транспортников и функционирование и без того пошатнувшейся глобальной цепочки поставок. 

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA), Международная палата судоходства (ICS), Международный союз автомобильного транспорта (IRU) и Международная федерация транспортников (ITF) настоятельно призвали департаменты здравоохранения стран координировать вводимые меры и избегать ограничений передвижения рабочих.

Тедрос Гебрейесус сказал, что работа над формированием инициативной группы начнется на этой неделе, а в дальнейшем будут проводиться регулярные встречи с участием IATA, ICS, ITF и IRU. Он отметил, что одно из направлений работы группы касается усовершенствования «желтых сертификатов» – медицинских паспортов ВОЗ, которые транспортники смогут использоваться в качестве подтверждения вакцинации. Так инициативная группа обеспечит выполнение существующих протоколов передвижения, разработанных отраслью для защиты прав транспортников. 

ВОЗ и МОТ подтвердили, что в январе 2022 года Исполнительный комитет Генерального секретаря ООН обсудит дальнейшее решение вопросов, поднятых отраслевыми транспортными организациями, которые представляют интересы компаний, обеспечивающих более 20 трлн долларов США оборота мировой торговли ежегодно и интересы 65 млн работников международной транспортной отрасли. Ранее их главы высказывали опасения о том, что решения стран о повторном введении ограничений на поездки для транспортников в ответ на появление штамма омикрон может привести к краху цепочки поставок и затормозить восстановление мировой экономики.

После того, как ВОЗ отнесла штамм омикрон к «вызывающим беспокойство», около 56 стран вернули ранее снятые строгие ковидные ограничения на поездки. Транспортные организации выразили разочарование тем, что правительства отошли от согласованного мировыми лидерами в сентябре четкого поэтапного плана, призванного гарантировать свободное и безопасное передвижение отраслевых рабочих. В связи с появлением нового варианта коронавируса, делающего еще более важным обеспечение приоритетной вакцинации транспортников, ВОЗ должна стимулировать страны к внедрению испытанных, проверенных на практике и одобренных самой ВОЗ протоколов по охране здоровья и обеспечению свободного передвижения моряков и водителей.

– Глобальный транспортный сектор и его работники сталкиваются с постоянным огромным давлением и трудностями, вызванными пандемией, – сказал Гай Райдер, генеральный директор МОТ. – Поэтому я рад, что мы создали совместную инициативную группу, которая изучит влияние пандемии Covid-19 на работников и убедит страны применять согласованные на международном уровне протоколы и стандарты.

– Пандемия по-прежнему представляет собой чрезвычайную ситуацию в области здравоохранения, которая продолжает оказывать негативное влияние на здоровье людей во всем мире, а также на международную торговлю и передвижения людей по миру, – добавил доктор Тедрос Гебрейесус, генеральный директор ВОЗ. – В этих условиях важнейшее значение имеет защита здоровья трансграничных транспортных работников и обеспечение свободы передвижения для тех, кто участвует в гуманитарных миссиях, спасательных операциях, репатриации и поставках товаров первой необходимости.

Гай Платтен, генеральный секретарь Международной палаты судоходства (ICS), тоже прокомментировал создание инициативной группы: «Страны должны срочно принять меры по защите здоровья и обеспечению безопасности трансграничных работников, если они хотят, чтобы праздничный сезон прошел без серьезных сбоев. Действительно, тревожным является тот факт, что во многих странах возобновляются прошлогодние драконовские ограничения на поездки. Это особенно удручает еще и потому, что миллионы транспортников уже почти два года идут на огромные жертвы, которые пока никто так и не оценил. Очень обнадеживает, что ВОЗ и МОТ берут на себя ведущую роль в защите прав работников международной транспортной отрасли, и мы надеемся тесно с ними сотрудничать в ближайшие недели и месяцы.

– Поскольку приближается сезон рождественских праздников, пиковый для транспортной отрасли, очень важно работать сообща, чтобы уменьшить нагрузку на глобальную цепочку поставок, – заявил Стив Коттон, генеральный секретарь Международной федерации транспортников (ITF). – Чего не должно быть, так это такой ситуации, которую мы наблюдаем в Австралии, где транспортных рабочих обвиняют в сбоях, вызванных глобальным кризисом в области здравоохранения. Тут дело в руководстве, а не в протекционизме или политиканстве. Мы благодарим ВОЗ и МОТ за готовность сотрудничать с нами и призываем все страны уделять приоритетное внимание вакцинации транспортных рабочих и обеспечить им свободу передвижения. Если мы действительно намерены разорвать цикл локдаунов и повторно вводимых ограничений на поездки, то богатые страны должны немедленно прекратить блокировать исключение ТРИПС (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности) и чинить другие препятствия на пути к производству универсальных вакцин, необходимых для прекращения пандемии.

Генеральный секретарь IRU Умберто де Претто сказал: «Мы видим свет в конце туннеля. В то время как миллионы водителей грузовиков и автобусов, работающих на международных маршрутах, по-прежнему страдают от несогласованных и часто необоснованных ковидных ограничений, поддержка со стороны ВОЗ и МОТ вселяет надежду. Вместе с нами эти организации будут подталкивать страны к надлежащей координации действий, соблюдению протоколов и более справедливому отношению к транспортникам».

Уилли Уолш, генеральный директор IATA, добавил: «В условиях, когда глобальные цепочки поставок все еще находятся в непростом положении, крайне важно, чтобы реакция стран на появление штамма омикрон не подвергала дальнейшему риску международное транспортное сообщение, на восстановление которого потребовалось так много времени. Мы приветствуем решение ВОЗ и МОТ работать над обеспечением свободы передвижения для работников международной транспортной отрасли».

Кроме того, организации, присутствовавшие на обсуждении формирования инициативной группы, потребовали, чтобы транспортникам был предоставлен доступ к экстренной медицинской помощи и приоритетный доступ к одобренным ВОЗ вакцинам от Covid-19. Они призвали к выработке согласованных на международном уровне протоколов, которые затронут трансграничных работников, в частности, регламентировать то, каким образом они должны будут подтвердить статус вакцинации и/или результаты тестов на коронавирус. Они также подчеркнули, что правительства должны задействовать все имеющиеся в их распоряжении средства, чтобы увеличить глобальные поставки вакцин и ускорить восстановление своих транспортных отраслей.

Российский профсоюз моряков приветствует создание инициативной группы для защиты прав работников транспорта и ослабления нагрузки на цепочку поставок и полностью поддерживает призыв транспортных организаций. «Нельзя допустить повторения ситуации, которую мы наблюдали в самом начале пандемии, – локдауны, отказы в медицинской помощи и полное неуважением к транспортникам», – отмечают в РПСМ.  

Источник: ITF; перевод ЦИА РПСМ; фото ITF


↑ 

Наверх