09.12.2021

Впервые поддержан иск российского моряка против российской компании – собственника судна под удобным флагом

Добиться этого было непросто: прорыву, хоть пока и не окончательному, предшествовала долгая история действий как со стороны моряка, так и со стороны профсоюза и транспортной прокуратуры. Впервые о ситуации, в которой оказался боцман Николай Михайлович Харченко, в первичной профсоюзной организации моряков города Владивостока Российского профсоюза моряков узнали еще в марте 2019 года. Моряк решил обратиться за помощью в связи с тем, что компания отказывалась оплачивать ему больничный лист за месяцы лечения и компенсацию.

 Так, моряк получил производственную травму еще в мае 2018 года – повредил коленный сустав во время работы на судне «Платон» (ИМО 9102904, флаг Сьерра-Леоне). Его прооперировали в госпитале в Южной Корее, а затем он до августа того же года продолжал лечение во владивостокской поликлинике. Однако компания-судовладелец SK Grand Shipping отказалась оплачивать больничный лист за три месяца, что Николай Михайлович проходил курс лечения, и отказала в  каких-либо компенсациях. Это грубейшим образом нарушало международные нормы трудового законодательства, а именно поправки к Правилу 4.2 Конвенции о труде в морском судоходстве – ответственность судовладельца. Так, нормы КТМС обязывают выплачивать морякам, пострадавшим от несчастных случаев, компенсацию, составной частью которой является также оплата больничных листов. Также компания отказывалась предоставить боцману отчет о происшествии – акт по форме Н-1. SK Grand Shipping объясняла свою позицию тем, что она является лишь оператором, а не собственником судна и работодателем, настаивая, что истинный работодатель – иностранная компания Practis Corporation, зарегистрированная на Виргинских островах.

Трудовой договор моряка, однако, был подписан компанией SK Grand Shipping, зарегистрированной во Владивостоке. Она же значилась как работодатель и судовладелец в мореходной книжке. Также стоит отметить, что ст. 8 КТМ РФ и ст. 2 КТМС содержат положения, из которых можно сделать заключение, что в данном случае именно российская компания SK Grand Shipping является истинным судовладельцем и работодателем для членов экипажа судна «Платон».

В связи с этим профком порекомендовал Николаю Михайловичу сначала пройти врачебно-консультационную комиссию, а после получения медицинского заключения о потере трудоспособности обратиться в Фонд социального страхования. Уже после этого выяснилось, что компания не платит страховые взносы и налоги на доход физических лиц в бюджетную систему РФ за работника Николая Михаловича Харченко, то есть он не был в ней официально трудоустроен. Профком принял решение обратиться в государственные органы – транспортную прокуратуру и следственный отдел на транспорте. В августе 2020 все необходимые документы были собраны и направлены в эти ведомства. В декабре того же года в интересах Николя Михайловича транспортный прокурор принял необходимые меры.

Так, он нашел основания для обращения в суд с иском о признании трудовых отношений с российской компанией SK Grand Shipping, о необходимости обязать компанию произвести предусмотренные федеральными законами РФ выплаты в фонды и налоги. В поддержку позиции прокуратуры и боцмана в суде профком сделал запрос в администрацию государства флага, Сьерра-Леоне, о представлении копии Декларации о соответствии требованиям КТМС 2006, части второй, а также Сертификата о соответствии трудовым нормам. В этих документах, действительных на период работы боцмана на судне, судовладельцем и работодателем, несущим ответственность по страхованию и выплате заработной платы, и соответственно, оплате больничных листов, выступала российская компания SK Grand Shipping.

Надо сказать, что даже после этого не все шло гладко. Первое слушание закончилось отказом по причине якобы упущенных сроков обращения в суд. Транспортный прокурор в ответ подал апелляцию с целью признания трудовых отношений с российской компанией SK Grand Shipping и обязательства представить акт по форме Н-1 для ФСС РФ, уплатить в бюджетную систему РФ установленные законом налоги (налог на доход) и страховые взносы (платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности, обязательное медицинское страхование), выплатить моряку пособие по временной нетрудоспособности. 8 октября 2021 года Первомайским судом г. Владивостока все требования прокурора и боцмана наконец были удовлетворены в полном объеме.

– Хочется отметить, что это первый случай в судебной практике, когда транспортная прокуратура поддержала иск гражданина РФ против российского судовладельца на судне под удобным флагом, – говорит председатель профком моряков г. Владивостока Петр Осичанский. –  До недавнего времени подобные иски даже не принимались российскими судами со ссылкой на неподсудность, так как все споры должны регулироваться в соответствии с законом государства флага. Этот традиционный подход лишал наших моряков возможности искать правды в российском суде.

Заместитель председателя ППО моряков г. Владивостока РПСМ Александра Згоржельская принимала участие в судебном заседании. После вынесения решения она выслушала искреннюю благодарность от самого Николая Михайловича, сказавшего, что без поддержки прокуратуры, профсоюза и следственного отдела на транспорте он бы не справился.

Сейчас дело находится на стадии апелляционного обжалования ответчиком. Но в ближайшее время будет поставлена точка в этом длительном процессе. РПСМ надеется, что только в пользу неутомимого борца за свои права боцмана Харченко.

По материалам sur-vl.ru

↑ 

Наверх