07.12.2021

Вопросы занятости – в центре внимания РТК

Изменения в правила предоставления субсидий в целях осуществления выплат в связи с безработицей и на реализацию мероприятий по повышению мобильности трудовых ресурсов; определение потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих на основании визы; стандарты деятельности служб занятости; правила определения границ бедности, предполагающие отказ от использования величины прожиточного минимума для этих целей – эти и другие темы оказались в центре внимания Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Заседание состоялось 26 ноября 2021 года. В его работе приняли участие представители Российского профсоюза моряков. 

Эксперт по правовым вопросам РПСМ Светлана Колганова добавила, что члены РТК также рассмотрели проект Долгосрочной программы содействия занятости молодежи до 2030 года. В ходе его обсуждения Федерация профсоюзов морского транспорта (ФПРМТ) подняла острую проблему для отрасли – нехватку учебных судов и вакантных мест на имеющемся в стране флоте для прохождения курсантами плавательных специальностей практики. 

Содействовать занятости 

Первым на повестке дня стоял проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Содействие занятости населения» и признании утратившим силу отдельного положения постановления Правительства Российской Федерации от 28 марта 2019 г. № 348». 

– Изменениями уточняются Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию дополнительных мероприятий по повышению мобильности трудовых ресурсов, которые являются приложением к государственной программе РФ «Содействие занятости населения», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 298, – пояснила С. Колганова. 

Так, данные Правила предлагается дополнить оговоркой о реализации мероприятий по повышению мобильности трудовых ресурсов в рамках федерального проекта «Содействие занятости», входящего в состав национального проекта «Демография». Кроме того, изменениями планируется дополнить и уточнить порядок перечисления субсидии, оценки эффективности предоставления субсидии.

– В целом члены РТК согласились с проектом постановления, – отметила она.

Потребность в кадрах  

Далее была рассмотрен проект постановления Правительства РФ «Об определении потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, и утверждении квот на 2022 год». Так, документом предлагается утвердить потребность в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, и квоты на выдачу приглашений и разрешений на работу на основании виз 2022 год.

– Потребность выражается в количестве 124 007 человек, – объяснила Светлана Колганова. – Соответственно, квоты на выдачу приглашений и разрешений на работу на основании виз также предлагается определить в количестве 124 007 штук. То есть  потребность предлагается определить в количестве выше той, что была установлена на 2021 год – 101 871 человек. Реализация же будет осуществляться в соответствии с приоритетными профессионально-квалификационными группами.

В основном требуются люди на горные, горно-капитальные, строительно-монтажные и ремонтно-строительные работы. а также ощущается нехватка кадров в металлообрабатывающей и машиностроительной промышленностях.

– Среди фигурирующих в проекте постановления профессионально-квалификационных групп профессии, относящиеся к сфере морского транспорта, не представлены, – добавила она. –  В основном члены РТК согласились с проектом постановления.

Выплаты исключаются 

Проект постановлении Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2021 г. № 1967 «О внесении изменений в Правила предоставления субвенций из федерального бюджета субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура на осуществление переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными» ранее рассматривался на одной из рабочих групп РТК. Замечаний у членов РТК к нему не возникло. В связи с тем, что после его рассмотрения Правительство РФ успело утвердить рассмотренный документ, члены РТК заслушали о нем информацию.

Так, из Правил исключаются такие виды выплат, как стипендии на период обучения по направлению службы занятости, а также выплаты материальной помощи в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости. Кроме того, в целях приведения в соответствие с бюджетным законодательством уточняются отдельные нормы, касающиеся перечисления субвенции, выделении дополнительных средств, наименования органа финансового контроля.

Члены РТК приняли сообщение об утвержденном постановлении к сведению.

Порядок расследования и учета профзаболеваний работников

Что касается проекта постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка расследования и учета профессиональных заболеваний работников», то документом предлагается заменить регулирование, осуществляемое постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 № 967 «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний». В основе проекта Приказа – текст действующего Положения. В частности, сохранена структура документа а именно – общие положения, порядок установления наличия профессионального заболевания, порядок расследования обстоятельств и причин возникновения профессионального заболевания, порядок оформления акта о случае профессионального заболевания.

Одновременно отдельные нормы были уточнены и дополнены.  Среди них Светлана Колганова отметила понятие профессионального заболевания, которое предлагается давать через признаки острого и хронического профзаболевания, замену центров санэпиднадзора на территориальные органы Роспотребнадзора. Кроме того, в центр профпатологии будут передаваться также сведения об установлении предварительного диагноза острого профессионального заболевания, который установит заключительный диагноз – острое профзаболевание и оформлять медицинское заключение. 

– Сейчас данные полномочия находятся в компетенции медицинских учреждений, – уточнила она. 

Кроме того, ведется работа над составом документов, сопровождающих направление в центр профпатологии для проведения экспертизы связи заболевания с профессией. Дополняется перечень документов, необходимых для принятия решения по результатам расследования профессионального заболевания. Вводится требование о включении результатов экспертизы связи заболевания с профессией в федеральный реестр медицинских документов ЕГИС в сфере здравоохранения и возможность работодателя (его представителя) или работника письменно изложить возражения и приложить к акту о случае профессионального заболевания. Также проект Положения дополняется нормами о досудебном обжаловании разногласий  по вопросам установления диагноза профзаболевания.

– По итогам обсуждения в целом члены РТК согласились с документом. Однако одновременно Минздраву России до 20 декабря 2021 года совместно с Минтрудом России и Роспотребнадзором предложено подготовить и представить в РТК проекты формы гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении профессионального заболевания и Инструкции по составлению гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении профессионального заболевания в соответствии с новой редакцией Порядка расследования и учета профессиональных заболеваний работников, – отметила Светлана Колганова. 

Кроме того, координаторам сторон, представляющим общероссийские объединения профсоюзов и работодателей, было предложено в недельный срок направить в секретариат РТК замечания и предложения к проекту постановления для направления указанных замечаний и предложений для рассмотрения в Минздрав России.

Включить в требования рекомендации к размеру зарплаты

 Проектом постановления Правительства РФ «О формировании стандартов деятельности по осуществлению полномочий в сфере занятости населения, общих требованиях к содержанию указанных стандартов и мониторинге их исполнения» предлагается утвердить Правила формирования стандартов деятельности по осуществлению полномочий в сфере занятости населения, общие требования к содержанию указанных стандартов и мониторинга исполнения органами службы занятости населения стандартов деятельности.

– Проект постановления был подготовлен в связи с изменениями в закон о занятости населения, которыми в числе прочего, введено требование о том, что органы службы занятости должны вести свою деятельность в соответствии со стандартами деятельности по осуществлению полномочий в сфере занятости населения, утвержденными уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, – сказала эксперт по правовым вопросам РПСМ С. Колганова. – При этом Правительство РФ наделено полномочием утвердить общие требования к содержанию указанных стандартов, правила их формирования, а также порядок осуществления мониторинга их исполнения.

В основном члены РТК согласились с проектом постановления. Стороной профсоюзов было предложено Минтруду России проработать вопрос о включении в перечень требований, содержащих стандарт организации деятельности центров занятости населения в субъектах страны и рекомендации к размеру заработной платы сотрудников центров занятости населения.

Доработанный проект постановления 

Что касается проекта постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда и требований к организациям, оказывающим услуги по проведению обучения по охране труда», то предлагается заменить действующий Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный совместным постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29.

– В отличие от действующего Порядка проектом постановления упрощается порядок прохождения отдельными категориями работников обучения по охране труда, инструктажей по охране труда и проверки знания требований охраны труда посредством применения дистанционных технологий при его проведении, – пояснила Светлана Колганова. – Выделены в самостоятельные виды обучение по использованию средств индивидуальной защиты и обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве. Для работодателей, отнесенных к микро- и малым предприятиям, проектом постановления предусмотрены значительные послабления, в том числе возможность проводить обучение по охране труда в рамках совмещения с проведением инструктажей по охране труда, возможность проводить проверку знания требований охраны труда единолично, а также возможность ведения единого документа для регистрации проведения инструктажей по охране труда всех видов.

Важно сказать, что проект постановления был вынесен на заседание РТК повторно. 29 октября текущего года при его обсуждении стороны профсоюзов и работодателей высказали ряд замечаний к данному проекту. В частности, они касались норм, устанавливающих обязанности работодателей, самостоятельно проводящих обучение работников, по передаче сведений о работниках в реестр обученных по охране труда лиц, а также установлением срока действия постановления. Тогда Минтруду России было предложено провести дополнительные консультации. Так проект постановления довели до ума. 

В частности, были введены возможность актуализации программ обучения по представлению профсоюзного инспектора труда и требование о проверке требований по охране труда для отдельных категорий специалистов через Единый портал тестирования. Также появилась оговорка, что передача сведений в реестр обученных лиц осуществляется путем импортирования в виде электронного документа по форме, утвержденной Минтрудом России. 

После проведенной работы члены РТК согласились с проектом постановления.

Правила определения границ бедности

Правила предполагают отказ от использования величины прожиточного минимума для этих целей. Об этом говорится в проекте постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил определения границ бедности в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации, используемых в оценках показателя «Уровень бедности» в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации, и о внесении изменений в Федеральный план статистических работ». 

– Речь идет об отказе от показателя величины прожиточного минимума (ПМ) в качестве критерия отнесения граждан к малоимущим. В этих целях планируется ввести показатель «уровень бедности», который будет определяться в целом по стране ежеквартально, по субъектам Российской Федерации – ежегодно. Данный показатель предлагается определять как долю численности населения с денежными доходами ниже границ бедности в целом по Российской Федерации (по субъектам) в процентах к общей численности населения Российской Федерации (субъекта). Границы бедности в целом по стране и по субъектам будут устанавливаться на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения, – рассказала С. Колганова. 

Она отметила, что значения границ бедности, начиная с I квартала 2021 года, будут осуществляться путем умножения значений базовых границ бедности (ПМ за IV квартал 2020 г.) на индекс потребительских цен за отчетный квартал или год, полученный цепным методом, в целом по Российской Федерации и по субъектам.

Согласно пояснительной записке и дополнительно представленных материалах, введение нового показателя обусловлено принятием Федерального закона от 29 декабря 2020 г. № 473-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым введена новая модель установления ПМ, исходя из медианного среднедушевого дохода.

Сообщается, что новая модель подразумевает опережающий рост ПМ в сравнении с уровнем инфляции, поэтому использование данного показателя в качестве порога, при превышении среднедушевого дохода которого гражданин не считается малоимущим при формировании значений показателя «Уровень бедности», представляется не корректным.

В этой связи, по оценкам разработчиков, не обеспечивается сопоставимость данных об уровне бедности за предыдущие периоды с данными текущего и среднесрочного периодов. При этом использовать границы бедности предлагается только для оценки показателя «Уровень бедности» (то есть в статистических целях). Меры социальной поддержки, основанные на нуждаемости, планируется продолжать устанавливать также в зависимости от ПМ.

– По итогам обсуждения проекта постановления сторона работодателей в основном поддержала проект постановления, а профсоюзы сочли невозможным рассмотрение проекта постановления в связи с его непроработанностью. Одновременно социальные партнеры отметили важность сохранения порядка оказания мер поддержки в зависимости от прожиточного минимума, – подчеркнула эксперт по правовым вопросам РПСМ Светлана Колганова. 

Кроме того, профсоюзная сторона отметила необходимость внести изменения в методику установления ПМ и минимального размера оплаты труда (МРОТ), обеспечивающие повышение покупательной способности ПМ и МРОТ; ежегодный пересмотр соотношения МРОТ и медианной заработной платы, а также соотношения величины ПМ на душу населения и величины медианного среднедушевого дохода в целом по стране с учетом РТК.

Уровень молодежной безработицы в 1,5 раза выше общероссийского

О занятости молодежи говорили в рамках обсуждения проекта распоряжения Правительства РФ об утверждении Долгосрочной программы содействия занятости молодёжи до 2030 года.  Так, она охватывает людей в возрасте от 14 до 35 лет. В программе дается оценка положения молодежи на рынке труда и анализ структуры ее занятости.

Отмечено, что уровень занятости молодых людей 15-29 лет ниже среднероссийского уровня и характеризуется в последние годы тенденцией к снижению, особенно в возрастной группе 15-24 года. Наиболее высок уровень занятости в группах 30–34 года. Уровень молодежной безработицы в 1,5 раза выше общероссийского, а в возрастной группе 15-24 лет – почти в 3 раза. 

Кроме того, в программе перечисляются основные проблемы для занятости молодежи. В качестве цели программы обозначено создание условий для реализации профессионального, трудового и предпринимательского потенциала молодых россиян в условиях трансформационных процессов на рынке труда. Программу предлагается реализовывать посредством таких мероприятий, как развитие отдельных подсистем портала «Работа в России»; совершенствование нормативно-правового регулирования; реализация проектов, направленных на развитие предпринимательской инициативы; совершенствование порядка формирования и распределения контрольных цифр приёма по образовательным программам. 

В ходе обсуждения проекта распоряжения профсоюзной стороной по инициативе Федерации профсоюзов работников морского транспорта (ФПРМТ) был поднят вопрос о том, что в программе никак не отражена проблема обеспечения возможности практики для учащихся по специальностям, где требуется инфраструктура и оборудования, в том числе создаваемые при участии государства. 

– Например, для морского судоходства такой инфраструктурой являются учебные суда, оснащенные современным оборудованием, – объяснила Светлана Колганова. –  ФПРМТ инициировало данный вопрос в связи с дефицитом мест для прохождения практики по плавательным специальностям. 

В целом члены РТК согласились с проектом распоряжения. Одновременно Минтруду России было предложено при реализации Плана мероприятий по реализации Долгосрочной программы содействия занятости молодежи до 2030 года проработать вопрос о принятии дополнительных мер для обеспечения прохождения практики для учащихся по специальностям, где требуется инфраструктура и оборудование.

Кроме того, Минтруду России предложили  предусмотреть ежегодное рассмотрение в рамках РТК итогов реализации Долгосрочной программы содействия занятости молодёжи до 2030 года.

Фото: «Плавательская практика – одна из самых «больных» тем для молодежи», автор Даниил Великов, курсант МГУ им. адм. Г. И. Невельского – для фотоконкурса РПСМ «Я/Мы ключевые работники»


↑ 

Наверх