РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Последний «Индекс счастья моряков», сбором данных для которого занимается международная благотворительная организация The Mission to Seafarers, обращает внимание на возможные последствия, которые ожидают отрасль в долгосрочной перспективе, если социально-бытовое обслуживание тружеников флота не улучшится. Так, в докладе за третий квартал 2021 года отмечается, что в целом в этот период показатели удовлетворенности моряков выросли с 5,99 пунктов в предыдущем квартале до 6,59, таким образом вернувшись к допандемическому уровню и в целом сравнявшись с третьим кварталом 2019 года. Однако остающиеся в отрасли проблемы могут привести к тому, что члены экипажей будут избегать работы на борту.
Без возможности схода на берег моряки не вернутся в море
Сход на берег и продление контрактов – две главные проблемы тружеников флота с самого начала пандемии. В ходе опроса 5% моряков заявили, что они находятся в море более года, еще 13% проработали на борту уже более 9 месяцев, а остальные – пока меньше 9 месяцев.
Морякам всегда было нелегко поддерживать баланс между работой и личной жизнью, а неопределенность, вызванная кризисом смены экипажа, сделала эту задачу в разы труднее. В результате многие из тех, кто в долгосрочной перспективе рассматривал возможность поиска трудоустройства на берегу, теперь стали всерьез задумываться над тем, чтобы как можно скорее сменить место работы. В докладе подчеркивается, что немало членов экипажей, которые до сих пор ждут репатриации, уже сейчас решили, что это будет их последний рейс.
Вопрос удержания кадров, нехватка которых и так ощущается, вызывает серьезную озабоченность. Скорее всего, в ближайшие годы дефицит моряков будет расти, поскольку пока нет более-менее согласованного механизма решения надвигающихся проблем. Опыт и знания моряков могут быть утрачены – это должно послужить предупреждением для всех.
Реальная стоимость доступа моряков к интернету в рейсе
Обеспечение связи между экипажами и берегом – наболевшая проблема, которая никак не решится полностью. Моряки, которые либо совсем не имеют доступа к интернету, либо считают имеющуюся на борту связь некачественной и дорогой, а скорость – медленной, не счастливы. Многие респонденты видят в обеспечении экипажа интернетом один из основных показателей отношения компании к плавсоставу.
В этом квартале неоднократно поднимался вопрос о цене доступа в сеть. Один моряк заявил, что на его судне стоимость связи составляет 25 долларов за 100 Мб. Многие не довольны размерами выделенного им интернет-трафика, а один из респондентов пожаловался, что судовладелец выделил всему экипажу 250 Мб на весь месяц, – этого может не хватить даже на один видеозвонок.
Все то, что моряки говорят по поводу интернет-связи на борту, вызывает серьезную озабоченность, поскольку ее доступность, качество и постоянство являются для них практически самыми важными компонентами в оценке уровня социально-бытового обслуживания в целом. Владельцам и менеджерам судов рекомендуется подумать, что еще они могли бы сделать для улучшения обеспечения членов экипажей связью в рейсе.
Эндрю Райт, генеральный секретарь The Mission to Seafarers, отметил: «Проблемы, связанные с COVID-19, по-прежнему влияют на моряков, и они вряд ли исчезнут в ближайшее время. Тем не менее данные опроса свидетельствуют о том, что настроение экипажей стабилизировалось, что не может не радовать. Однако еще слишком рано делать выводы о том, является ли это началом позитивных изменений, или же моряки теперь просто спокойнее относятся к условиям, в которых они оказались из-за пандемии – иными словами, стали ли нагрузки и давление, которым они подвергались в течение прошедшего 21 месяца, «новой нормой». Морякам пришлось многое пережить за последние два года. Они сыграли ключевую роль в обеспечении функционирования мировой торговли во времена беспрецедентного риска и сбоев, благодаря им свет и тепло приходили в наши дома, полки магазинов оставались заполненными, а мировая экономика смогла начать путь к восстановлению. Мы в большом долгу перед ними, они заслужили огромную благодарность, безмерное уважение и признание. Настоятельно призываем каждого судовладельца, оператора и менеджера внимательно изучить этот доклад, услышать моряков и действовать в соответствии с тем, что необходимо для удовлетворения их потребностей, идет ли речь о давней проблеме смены или затратах на доступ в интернет, который может стать спасательным кругом для тоскующих по дому моряков».
Джон-Кааре Ауне, генеральный директор Wallem Group, при поддержке которой проводился опрос, также высказал тревогу в связи с тем, что многие моряки собираются завершить морскую карьеру из-за слишком затянувшихся рейсов. «Для того, чтобы мировая цепочка поставок продолжала функционировать, мы как отрасль должны и впредь уделять пристальное внимание возвращению к нормальной ротации экипажей, и, что еще важнее, всем странам нужно наделить тружеников флота статусом ключевых работников, которыми они и являются на самом деле, чтобы облегчить им передвижение по миру», – отметил он.
Капитан Ив Ванденборн, директор по предотвращению потерь Standard Club, добавил: «Хотя и не слишком большой, но уже заметный дефицит морских кадров свидетельствует об утечке моряков. Об этом же говорится в недавнем совместном открытом письме Международной палаты судоходства, где указывается, что нехватка работников угрожает функционированию цепочки поставок. Мы еще раз призываем все заинтересованные стороны принимать меры и проявлять заботу о моряках».
– Чтобы труженики флота хотели продолжать работать в море, нужно, чтобы и судовладельцы, и правительства приложили усилия и улучшили их условия труда, которые со времени начала пандемии стали значительно тяжелее, – отметили в Российском профсоюзе моряков. – В противном случае остается ждать худшего: все действительно квалифицированные кадры начнут искать себе применение в другом месте.
По материалам missiontoseafarers.org
Наверх