02.11.2021

Крепление контейнеров – не работа моряков

Страховой клуб Britannia P&I Club сообщил об инциденте, в результате которого серьезно пострадал моряк, занимавшийся креплением контейнера на борту. В результате происшедшего ему пришлось ампутировать палец.

Грузовое судно Boston Trader стало к причалу в алжирском порту Оран 11 марта 2019 года. Утром 14 марта на нем еще шли грузовые операции. Ходовую вахту несли третий помощник капитана и два матроса 1 класса, боцман дежурил у трапа судна, еще один матрос (АВ1) занимался креплением погруженных на палубу контейнеров, а другой (АВ2) находился на причале – проверял и опечатывал контейнеры, готовящиеся к погрузке.

Крепление погруженных на палубу контейнеров производилось в соответствии с Руководством по креплению груза, согласно которому контейнеры, уложенные на крышке люка грузового трюма № 2 (отсек 06), недалеко от которого произошел несчастный случай, должны быть закреплены.

Во время погрузки контейнеров AB1 стоял на межлюковой перемычке между отсеком 06 и отсеком 12. Контейнеры, которые погрузили на третий ярус, нужно было закрепить, используя длинные найтовы, которые обтягивались при помощи соединенного с ними винтового талрепа. Длина найтовов составляла 5,07 м, а вес превышал 20 кг. Отмечается, что человеку, который крепит контейнеры, обычно приходится наступать на крышку люка, чтобы просунуть найтов в угловой фитинг контейнера. После этого его нужно переместить по диагонали, присоединить к талрепу и натянуть.

40-футовый контейнер погрузили в отсек 06 на третьем ярусе. Занимавшийся его креплением АВ1 наступил на крышку люка грузового отсека № 2 и продел найтов в угловой фитинг контейнера. Затем, держась за него одной рукой, он переместился с крышки люка на межлюковую перемычку, чтобы другой рукой поднять талреп. В этот момент найтов выскользнул из фитинга контейнера и упал прямо на правую ногу матроса. Нижний конец найтова прорезал защитную обувь моряка и повредил ему ногу.

Старший помощник капитана вместе с боцманом пришли на место происшествия и отнесли пострадавшего в каюту. Капитан сообщил о происшествии местному агенту и запросил неотложную медицинскую помощь, в то время как члены экипажа пытались остановить кровотечение. Агент, представители местной портовой администрации и бригада срочной медицинской помощи прибыли на борт. Медики немедленно перевезли матроса в больницу на берег, где ему провели операцию по ампутации пальца ноги.

В Britannia P&I Club отметили, что оценка рисков, которая производится при выполнении работ по креплению контейнеров на борту, предусматривает принятие определенных мер, которые минимизируют угрозу. Следствие пришло к выводу, что это не было выполнено в полной мере.

Кроме того, со своей задачей не справилась специальная защитная обувь, хотя она была нужного размера. Возможно, матрос как-то неправильно ее зафиксировал, и его нога выскользнула из нее во время несчастного случая.

Другая проблема, по мнению страхового клуба, состояла в том, что моряк не должен был заниматься этой работой в одиночку. Так, хотя члены экипажа посчитали, что для крепления контейнера достаточно одного человека, расследование показало, что для выполнения операции требовалось как минимум двое: один – чтобы держать продетый через фитинг контейнера найтов, другой – чтобы присоединить его к талрепу, лежащему на крышке люка.

Помимо этого, на борту не было никаких записей о том, что кто-либо из членов экипажа ознакомился со способами и процедурами крепления контейнеров. Однако травмированный моряк прибыл на борт за три месяца до инцидента, и судно регулярно заходило в порт Оран, где грузами всегда занимались моряки.

В Российском профсоюзе моряков отмечают: Международная федерация транспортников давно выступает против того, чтобы моряки выполняли работу по креплению и раскреплению грузов. Это трудные и опасные операции, которые должны производить профессионалы в этом вопросе – докеры. Поэтому в 2018 году на Международном переговорном форуме (IBF) была достигнута договоренность, получившая название «IBF Dockers’ Clause», о том, что с 1 января 2020 года опасную работу по креплению и раскреплению грузов на судах, работающих по колдоговору IBF, должны выполнять только бригады докеров. Несмотря на это, некоторые судовладельцы Европы и Канады отказались выполнять эти требования. МФТ тем временем продолжает стоять на своем и добиваться того, чтобы моряки не рисковали своими жизнями, а докеры могли выполнять свою работу.

По материалам Safety4Sea

↑ 

Наверх