26.10.2021

Мерам предосторожности – первостепенное внимание

Использование надлежащих средств защиты – тот фактор, который нередко определяет, закончится тот или иной инцидент трагедией или все обойдется малой кровью. Такие выводы можно сделать из несчастного случая, описанного клубом взаимного страхования American Club, в результате которого погибли двое моряков.  Их смыло за борт.

Сообщается, что во время инцидента сила ветра достигала 10 баллов по шкале Бофорта, а температура воздуха и воды – 41 градуса по Фаренгейту (или 5 градусов Цельсия). О плохой погоде было известно заранее.

Волны разметали несколько уложенных на палубе полуюта (poop deck) швартовных тросов в кормовой части судна, некоторые свисали через борт. Обеспокоенный тем, что один или несколько канатов упадут в море и запутаются в гребном винте, капитан отправил старшего помощника и боцмана оценить ситуацию с первой палубы, которая была уровнем выше. Капитан проинструктировал их провести оценку рисков, прежде чем приступить к каким-то действиям.

Отмечается, что на этом судне швартовные тросы находились на палубе, потому что не было доступного закрытого места для хранения. Многие канаты оказались не на месте и спутались, а все попытки поднять их на первую палубу окончились неудачей.

Тогда старший помощник спустился на нижнюю палубу, где они находились, чтобы помочь оттуда. Дела пошли чуть более успешно. После этого он попросил боцмана позвать на помощь матросов AB и стажера. Вместе они смогли закрепить два швартовых троса к ограждению по правому борту.

Затем подошли еще несколько членов экипажа. На определенном этапе все они работали с верхней палубы, кроме старшего помощника капитана и стажера, который остался внизу для завершения закрепления тросов. Как только они закончили, две большие волны, быстро последовавшие одна за другой, захлестнули нижнюю палубу: старшего помощника и стажера смыло за борт. Последующая операция по поиску и спасанию людей окончилась неудачей. Моряки либо утонули, либо погибли вследствие гипотермии.

Расследование выявило несколько несоответствий в этом инциденте, однако показало, что у обоих моряков вокруг талии были обвязаны веревки. Было неясно, крепились ли они к конструкциям судна или моряки просто были связаны друг с другом.

American Club отметил несколько моментов, которые следует учесть, чтобы подобная история не повторилась. Как отметили в клубе, даже если веревки, которыми были обвязаны талии моряков, надежно крепились бы к конструкциям судна, члены экипажа все равно получили бы серьезные внутренние повреждения из-за самой веревки. Они также могли травмироваться, если бы их ударило об ограждения или палубное снаряжение.

Кроме того, если бы перед наступлением плохой погоды экипаж убедился, что все оборудование должным образом уложено и закреплено, инцидент, скорее всего, удалось предотвратить. Когда погода ухудшилась, закрепление швартовных тросов стало крайне рискованной затеей.

Также в клубе отметили: что касается оценки рисков, то всегда достаточно времени настолько хорошо, насколько это возможно, выявить и применить необходимые для работы меры предосторожности.  К тому же, если бы занятая в выполнении задач часть команды под управлением старшего помощника, потратила хотя бы несколько минут на выявление рисков, связанных с закреплением швартовных тросов, они бы поняли, какое дополнительное оборудование для обеспечения безопасности требуется, какие меры важно принять, что позволило бы сохранить жизни морякам. В данном случае вероятность того, что волны захлестнут палубу, представляла собой реальный риск, который необходимо было учесть. Обвязать веревки вокруг талии – это плохая практика, а не удостовериться, что другой конец надежно закреплен – еще худшая.

Также в клубе подчеркивают, насколько важно использовать надлежащее оборудование для обеспечения безопасности. Ведь оно находится на судне именно для этого. В данном случае каждый моряк на нижней палубе должен был надеть ремень безопасности, который необходимо было надежно прикрепить к первой палубе. Спасательные жилеты и утепленные водонепроницаемые костюмы должны использоваться, чтобы моряки оставались на плаву. Так можно выгадать время, чтобы судно успело повернуть и провести спасательную операцию в случае, если людей смоет за борт. Поскольку температура воды была опасно холодной, а условия в море – штормовыми, преимущества дополнительной защиты должны были перевесить сопутствующие неудобства.

В Российском профсоюзе моряков призывают: если вы оказались в схожей ситуации, уделите время оценке рисков и используйте подходящее оборудование. В конечном итоге, на кону может стоять ваша жизнь или жизнь вашего коллеги.

По материалам Safety4Sea

↑ 

Наверх