15.10.2021

Как экипаж судна «Дагестан» шведских девушек спас

В ноябре 1984 года Хелена аф Клеркер и ее подруга Шарлотта Оберг решили покататься на лодке по заливу у шведского острова Ведде. Прогулка чуть было не обернулась трагедией: суденышко вынесло в открытое море, и двое суток девушки боролись за жизнь. В конце концов отчаявшихся и обмороженных, их подобрал сухогруз «Дагестан» Мурманского морского пароходства. Через 37 лет Хелена решила снять фильм о тех событиях. Недавно она, ее коллеги и помощник капитана «Дагестана» Александр Староверов рассказали ТАСС об этой истории, чуть не обернувшейся трагедией, но закончившейся чудесным спасением.

Прогулка на весельной лодке

«Это очень драматичный момент в моей жизни: история произошла 37 лет назад, но я помню ее, как будто это было вчера, – рассказывает Хелена. – Нам с моей подругой Шарлоттой только исполнилось по 19 лет, мы решили прогуляться на весельной лодке в небольшом заливе около острова Ведде. Было солнечно, и мы планировали просто пройти на ней около берега, однако подводное течение вынесло нас в открытое море. Мы оказались одни на маленькой четырехметровой лодке без крыши посреди бескрайней воды. Я даже сейчас могу закрыть глаза и вспомнить то предчувствие смерти, мы ощущали себя просто кормом для рыб».

Самым страшным было не то, что девушки остались без еды и воды, вспоминает Хелена.

«Холодно, было постоянно холодно. Все случилось в ноябре, погода испортилась, постоянно дул ветер. Мы лежали на дне лодки и замерзали, не было даже надежды, что кто-то найдет и спасет нас. Мы были абсолютно одни, обнимались, согревая друг друга, разговаривали и пели песни, пытаясь не сойти с ума, потому что каждую секунду в мою голову закрадывалась мысль, что мы скоро умрем», – рассказывает она.

Никто не знал, что девушки вышли в море, поэтому искать их начали не сразу. «Родители моей подруги Шарлотты приехали к себе на дачу, увидели, что лодки нет, нас тоже, забили тревогу и организовали спасательную операцию, – вспоминает Хелена. – Мы были в море уже 48 часов. Бывало, видели вдалеке разные суда, махали руками, кричали, но единственными, кто нас заметил, были моряки с «Дагестана». Они пришли и спасли нас».

Это случилось в Аландском море недалеко от Аландских островов, в нескольких десятках километров от материка. «Русские моряки были так добры к нам, – рассказывает Хелена. – Мы очень замерзли, а они согревали нас как могли: налили нам горячую ванну, женщины растирали нас водкой, кормили пирогами».

Шел ноябрь 1984 года, разгар холодной войны, русские представлялись Хелене и Шарлотте страшными и опасными: «Когда нас спасли – это было лучшее, что со мной случалось. Впечатление от русских у меня было абсолютно противоположное тому, что нам о них говорили. Мы провели на «Дагестане» всего три часа, потом нас передали шведским военным, которые уже искали нас. Спасательная операция к этому времени длилась около 30 часов».

Тайна и Служба безопасности

В этой истории есть и тайна, о которой Хелена попытается рассказать в фильме: «Ночью рядом с нами возникла подлодка. Она осветила нас прожектором. Мы хотели было забраться на нее, но в тот момент нам никто не помог. Спустя время она вновь оставила нас одних. Чья эта была подлодка, я до сих пор не знаю, но у меня есть основание полагать, что они передали сигнал, и спустя несколько часов пришел «Дагестан».

Хелена вспоминает, что когда их с Шарлоттой передали шведским властям, девушками сразу же заинтересовались сотрудники Службы безопасности Швеции. «Мы не хотели об этом говорить с ними, но были вынуждены. Нас спрашивали и о русских моряках с «Дагестана», о подлодке.  Мы тогда думали, почему мы должны это делать – они же спасли нас, – вспоминает Хелена. – Мы, конечно, не уверены, что это была русская подлодка, но военные нас спрашивали и об этом».

Петер Хансен, продюсер и режиссер документального фильма, который получил рабочее название «Таинственное море» (Secret sea), соглашается, что споры вокруг этой подлодки в Швеции идут до сих пор: «Мнения людей разделились, русская она или нет. Кто-то говорит, что она вообще могла быть американской, некоторые утверждают, что там не было никакой подлодки и девушки просто видели большого морского зверя, – смеется он. – Кстати, первый вопрос, который я задал Хелене, когда приступил к работе над фильмом: а ты точно ее видела?»

Хелена уверена: подлодка не была иллюзией: «Но для меня она остается загадкой, именно поэтому фильм и называется «Таинственное море». Мы пытались понять, что это было на самом деле, однако нашли очень мало материалов, каких-то указаний, что это была именно русская подлодка, которая передала наше местоположение сухогрузу «Дагестан». Если это было так, то это героический поступок.  Стояла моральная дилемма, как поступить: девушки в беде посреди открытого моря, мы не можем их спасти и должны оставить, но что-то же мы должны сделать. Давайте свяжемся с базой, чтобы они послали судно. Может, это было так. Точно мы не знаем, но в фильме пытаемся пролить свет на эти загадочные обстоятельства».

Однако таинственная подлодка – не главный герой фильма Хелены, самое важное в картине – это люди, которые их спасли. «Красной линией идет моя благодарность членам экипажа «Дагестана» и той загадочной подлодки, что спасли меня и мою подругу, потому что мертвой я бы точно не смогла рассказать эту историю, – рассказывает Хелена. – Мы молчали об этой встрече с подлодкой 35 лет, понимая, что для этого был не совсем подходящий момент. Чувствовали, что, если подлодка каким-то образом была связана с нашим спасением, наш рассказ может нанести вред экипажу».

Документы о спасении девушек в шведских архивах тоже все это время хранились под грифом «секретно». Однако недавно он был снят. «Когда я получила все документы, решила снять фильм. Я рада, что наконец-то могу рассказать эту историю не ради себя, а ради людей, которые пришли на помощь. Я проснулась как-то утром и просто начала писать сценарий», – отметила режиссер и героиня фильма.

Важная встреча

В 2013 году благодаря смотрительнице музея Мурманского морского пароходства, которому принадлежал «Дагестан», Хелена связалась с капитаном сухогруза Вячеславом Кузьменковым и пригласила его в гости в Стокгольм: «Он приезжал в Швецию еще до того, как я решила снимать кино. Для него это тоже очень значимая история: он хотел удостовериться, что спустя столько лет с теми, кого он спас, все в порядке. Я видела его один раз, мне было сложно, ведь я не знаю русского языка, – рассказывает Хелена. – Он очень хороший человек, привез с собой подарки из России: свои фотографии, снимки «Дагестана», который нас спас. На том фото, что он подарил, было написано на русском и английском языках: «Только смелые могут победить море».

3 января 1985 года начальник Мурманского морского пароходства Владимир Игнатюк издал приказ о награждении почетной грамотой «За высокую выучку и самоотверженность"» шестерых членов экипажа «Дагестана». Были награждены первый и второй помощники капитана, судовой врач, матрос первого класса, старший моторист и буфетчица. Сейчас Хелена ищет этих людей, чтобы сделать их героями своей картины.

«Я хотела бы найти и встретить оставшихся членов экипажа. Я не смогла бы их обнять из-за коронавируса, но сердечно бы их поблагодарила. Я хочу снять трогательную историю со множеством фактов и мнений, поговорить со многими участниками, теми, кого смогу найти. Мы хотим снять красивое документальное кино, полное дружбы и русских героев. Конечно, события фильма происходят на фоне холодной войны. Но это не кино о политике или войне СССР и Запада», – утверждает Хелена.

Она рассказывает, что удалось найти и контакты семьи боцмана Владимира Морозова. «Я встретилась с его вдовой Татьяной. Это было очень эмоционально. У них дома висели фотографии со мной и Шарлоттой, и я поняла, что и в жизни Владимира это был тоже важный момент».

Вести поиски героев фильма помогают и мурманчане, среди которых – сотрудники Мурманского пароходства и регионального Центра поддержки кинопроизводства.  «В этой интереснейшей, основанной на реальных событиях истории есть потенциал для большого полнометражного фильма, потому что даже документальное кино на эту тему захватывает дух. Зачем что-то придумывать? Жизнь, как оказывается, подкидывает такое, что и вообразить трудно», – считает руководитель центра Светлана Солдатова.

«Я помню, как мы радовались, когда нас спасли моряки с «Дагестана». Мы действительно чувствовали, что победили море, хотя не отпускала мысль, что всего одна волна, и лодка бы просто перевернулась. Сейчас я, конечно, могу выйти в море на лодочную прогулку, но это должна быть очень большая и надежная лодка. И, конечно же, на ней должен быть русский капитан», – шутит Хелена.

Второй помощник капитана Староверов

Сейчас Александр Староверов работает сторожем в Борисоглебске, сутки через трое, его задача – обходить по периметру завод. Но было время, когда он на сухогрузе «Дагестан» в рейсах по нескольку месяцев бороздил моря и океаны. Был и на Кубе, и в Канаде, и в Америке, да везде был. Жаль, говорит, только, что не видел Австралию и Японию.

«Я стоял на вахте, и вдруг вдалеке – в двух-трех милях – в море что-то мелькнуло, – вспоминает он день спасения девушек. – 12-часовую вахту стоял с 4 часов утра до 16 часов дня».

Ему тогда было 30 лет. Молодой, красивый, второй помощник капитана. Они шли по Ботническому заливу в Балтийском море, везли навалочный груз в Финляндию: «Там есть маяк – Сода Кваркен – проходя мимо, сообщаем: кто, куда идем, все данные, а потом спрашиваем, что есть для нас. Помню, как мне сказали: для вас ничего нет, счастливого плавания».

Был день, часа два, светло, далеко видно: «Я стою на вахте на мостике – судном управляет автомат, я только корректирую – и шарю биноклем по горизонту. И вдруг темное пятнышко на море. Подошли чуть ближе – вроде показалось, что кто-то машет. А рыбаки нам в тех местах частенько махали, чтобы обменять рыбу на водку. Раз посмотрел, второй, третий, а движение рук у человека вроде похожи на сигнал бедствия. Пристальней стал вглядываться – да, сигнал. Посмотрел по карте – хотя есть отмель, можно пройти, глубина позволяет. Повернул в сторону пятнышка, чтобы рядом пройти, думал потом уйти на свой курс. На это я не имел права без разрешения капитана, но сделал. И после уже позвонил капитану: мол, вижу шлюпку, там человек подает сигнал бедствия, решил пройти мимо. Капитан меня изругал, что сделал это без его разрешения, стал подниматься на мостик. И пока он поднимался, мы тем временем уже подходили к шлюпке. Ну как подходили – были в метрах 500−600, но на море это рядом. Я услышал голос девушки: «Хелп ми!», а остальное не понял. На дне шлюпки лежала вторая девушка, обессиленная, но живая. Одну из них, как я узнал позже, звали Хелен».

По словам Староверова, «дальше все пошло, как положено». Капитан приказал спустить шлюпку с правого борта – человек за бортом! – и началась спасательная операция.

«Мы шли полным ходом, и, нам надо было много времени для постепенного снижения скорости, – продолжает Староверов. – Сделали круг, сбивая скорость, подошли кабеля на два, остановились, легли так, чтобы с борта, где спускают шлюпку, было тихо. Есть такой способ на море. Старпома посадили возглавлять спасение, потому что я был на мостике. Он поднял девушек с экипажем в свою шлюпку, а их шлюпку отбуксировали».

Староверов помнит, что примчалась то ли полиция, то ли таможня, и от нее он немного узнал про спасенных девушек. Что они из состоятельных семей, сами взяли лодку и поплыли на прогулку. И правда, вскоре над местом спасения стал кружить вертолет, принадлежавший отцу одной из них.

«Но меня это не особо интересовало, главное – людей спасли, – продолжает бывший член экипажа «Дагестана». – То ли весла у них выбило волной, то ли мотор сбило, только когда мы шлюпку подняли на борт, на ней не было ни мотора, ни весел. Одна корзинка с пустым термосом. Их шлюпку вынесло очень далеко в открытое море, где ходят торговые суда».

За спасение ему позже вручили почетную грамоту – премии тогда давать за подобное было не принято. Спасенных девушек он никогда больше не видел, но хотел бы встретиться. Фотографий тех лет у него нет, да и современных тоже, но почетную грамоту он сохранил. Еще он запомнил, что у одной из спасенных девушек были красивые каштановые волосы, а вторая была блондинка – ее из шлюпки перенесли прямо в лазарет, так ей было плохо.

Гостьи пробыли на судне часа три. Капитан все тревожился, что с такой остановкой могут и опоздать в порт назначения, а там и до штрафа недалеко. Но они успели: спасли всего-то минут за 15. Через неделю на судно пришла телеграмма от отца одной из девушек, а еще через две отправили сообщение и они сами: живы, здоровы, часто вспоминают свое приключение.

Староверов тоже нередко мысленно к нему возвращается. А еще помнит, как хотел рассказать о себе той самой девушке с каштановыми волосами. И даже пытался, когда спасенных переносили с российского судна на шведский катер. Успел уже что-то сказать, но экипаж кричал, хлопал, может, она и не услышала ничего.

Сейчас ему всего 66. Никогда больше он никого не спасал, но мало ли. «Если надо помочь  – я готов!» – смеется он.

Отметим, что съемки документального фильма «Таинственное море» продолжаются уже три года. В России группа уже отсняла материал в Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, Мурманске. Премьера должна состояться в конце декабря 2021 года в эфире шведского телевидения, после чего, возможно, история Хелены и Шарлотты отправится покорять мир.

Российский профсоюз моряков отмечает: труженики флота нередко приходят на помощь попавшим в бедственное положение в море, часто на собственный страх и риск. За это они достойны отдельной благодарности.

Авторы – Николай Кочетков, Елена Рузанова​, ТАСС

↑ 

Наверх