04.10.2021

КТМС могут изменить в связи с коронавирусом

Конвенция о труде в морском судоходстве (КТМС) нуждается в поправках, которые отразят те проблемы, с которыми сталкиваются моряки во время пандемии, при этом не следует забывать о ее статусе уникальной части международного законодательства, защищающей рабочих. Таким было общее мнение докладчиков мероприятия «Future Proofing the Maritime Labour Convention», организованного в рамках Международной недели морского судоходства в Лондоне международной независимой организацией Seafarers' Rights International (SRI), занимающейся исследованием морского законодательства и норм, касающихся моряков.

Спикерами выступили такие влиятельные представители отрасли как генеральный секретарь Международной морской организации Китак Лим, председатель консультативного совета SRI и бывший генеральный секретарь Nautilus Брайан Оррелл, генеральный секретарь Международной федерации транспортников (МФТ) Стивен Коттон, генеральный секретарь Международной палаты судоходства (ICS) Гай Платтен, Беатрис Вакотто из Международной организации труда (МОТ) и Люк Смолдерс, генеральный секретарь Парижского меморандума о взаимопонимании по контролю судов государством порта. Кроме того, свои видеообращения отправили те, кто не смог присутствовать на мероприятии лично, в том числе президент Филиппин Родриго Дутерте и президент Всемирного морского университета Клеопатра Думбия-Генри, которую называют «матерью Конвенции о труде в морском судоходстве».

Благодарность морякам

Все участники выразили благодарность членам экипажей за их беспрецедентный вклад в работу отрасли во время пандемии Covid-19 и сожаление, что проблемы до сих пор не разрешены. «Моряки по-прежнему прилагают большие усилия для того, чтобы покинуть судно и уехать домой, получить доступ к медицинской помощи. Это буквально может быть вопросом жизни и смерти», – отметил Китак Лим. Он заявил, что учитывая все происходившее последние 18 месяцев, ИМО добавит в свой стратегический план восьмое направление, которое будет сосредоточено на «человеческом факторе».

Также на основе недавних исследований было высказано опасение, что в секторе возникнет нехватка рабочей силы, если не удастся значительно улучшить условия. Многие участники дискуссии призвали те страны, которые еще не наделили моряков статусом ключевых работников, сделать это как можно быстрее.

Поддержка КТМС

Несмотря на трудности, с которыми столкнулись моряки во время пандемии, всеобщую поддержку получила КТМС. Некоторые выступавшие подчеркнули уникальный статус этого документа в международном праве, а также совместный вклад правительств, отрасли и общественных организаций, благодаря сотрудничеству которых стало возможным его создание.   Генеральный секретарь МФТ Стивен Коттон отметил, что судовладельцы и профсоюзы смогли разработать единственную конвенцию МОТ, которая имеет международное влияние.

Председатель консультативного совета SRI и бывший генеральный секретарь Nautilus Брайан Оррелл отметил, что КТМС получила очень широкое распространение и принесла много пользы: «На данный момент ее ратифицировали 98 стран, которые контролируют более 90% мирового тоннажа. Сотни тысяч моряков получили помощь и узнали о своих правах».

Другие участники отметили, что несмотря на то, что во время пандемии морякам часто приходилось сталкиваться с игнорированием своих прав, КТМС составлялась как «актуализируемый документ», в который можно вносить изменения и дополнения, чтобы предотвратить возникновение одних тех же проблем в будущем.

Дэвид Хейндел, председатель Секции моряков МФТ, подытожил высказывания по данному вопросу: «КТМС часто называют «Биллем о правах моряков», на который возлагались большие надежды, но мы увидели, что он бесполезен, если его игнорируют или не контролируют соблюдение норм. Однако факт в том, что Конвенция – это Конвенция, и нам нужно заставить ее работать. Если отмахнуться от этого, моряки не получат того, на что они имеют право».

Предстоящие поправки

Многие из присутствовавших жаждали поделиться своими успехами и рассказать о беспрецедентных шагах, которые они предприняли для решения проблем, вызванных пандемией Covid-19: национальных программах вакцинации, создании центров смены экипажа, резолюции ООН, призывающей все страны признать моряков ключевыми работниками. Все согласились с тем, что в период пандемии работники флота столкнулись с несправедливым обращением и неприемлемым отношением, а коронавирус выявил проблемы в формулировках КТМС и контроле за ее соблюдением.

В следующем году продолжится обсуждение предлагаемых поправок в КТМС. Так, докладчики обозначили ряд областей для потенциальных изменений, включая доступ к вакцинации, перемещения экипажей и смену, репатриацию тел погибших, доступ к медицинской помощи, несправедливое обращение.

Также в ходе обсуждений не раз поднималась проблема криминализации, в частности, в контексте инцидентов на судах Ever Given и Wakashio. Несмотря на то, что действующие положения КТМС предполагают расследование любого серьезного случая, Конвенция в нынешнем виде не содержит требований о справедливом обращении с моряками.

Гай Платтен в свою очередь заявил, что Международная палата судоходства намерена подготовить поправки, которые ужесточат требования КТМС по двум вопросам: репатриации тел погибших моряков и доступа к медицинскому обслуживанию.

В Российском профессиональном союзе моряков отмечают, что КТМС, как и любой другой документ такого масштаба, с течением времени требует дополнений и пересмотра, в том числе из-за изменений в работе отрасли. Прежде Конвенция уже не раз менялась: последние из поправок вступили в силу в конце декабря прошлого года и гарантировали взятым в плен членам экипажей выплату зарплаты за все время нахождения в пиратском плену и репатриацию. Поэтому вполне вероятно, что вскоре в документ войдут новые изменения, которые обеспечат соблюдение прав моряков в сильно изменившемся в последние два года мире.

По материалам nautilusint.org, фото – ITF Seafarers

Перевод ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх