23.09.2021

Обеспечить собственную безопасность, потом – идти на помощь

Гибель моряков в закрытом помещении, к сожалению, остается очень частым явлением. Новые известия о таких случаях поступают регулярно, а согласно исследованию, проведенному Международной федерацией транспортников в 2019 году, за предшествующие 20 лет в закрытых помещениях судов погибло 145 человек. Нередко при этом моряки умирают из-за того, что попытались спасти товарищей, не подготовившись к этому должным образом. Именно о таком случае недавно рассказал Морской департамент Гонконга. В результате инцидента на борту балкера погибли  два члена экипажа: один из них работал в закрытом помещении, а второй – попытался его спасти.

Трагедия случилась по пути следования балкера из австралийского Хей-Пойнта в китайский порт Цзинтан. Электрик в одиночестве работал внутри разделительного пространства – проверял оборудование системы оповещения о проникновении морской воды. Из-за недостатка кислорода он потерял сознание. Поскольку рядом с ним никого не было, отсутствие коллеги не заметили до самого ужина. Когда оно, наконец, было обнаружено, моряки сформировали спасательную команду, в которую вошли моторист, боцман и еще двое членов экипажа, уже вечером отправившиеся на поиски электрика.

Моторист – единственный в спасательной команде, у кого был автономный дыхательный аппарат (АДА) – не обратил внимания на верхнее отверстие, ведущее в разделительное пространство. Его заметил боцман. Встав ни нижнюю опору, он увидел лежащего без сознания электрика. Пытаясь его спасти, моряк вошел внутрь, но почти сразу упал без чувств. К счастью, когда один из членов спасательной команды, который шел за боцманом, тоже чуть было не потерял сознание, на дыхательном аппарате моториста сработал сигнал, предупреждающий о низком уровне кислорода. Вся команда немедленно вернулась на палубу. Однако внутри остались лежать без сознания электрик и боцман. За ними отправили вторую спасательную бригаду. Сначала они вытащили боцмана, во второй заход – электрика. Последний к этому моменту уже не подавал никаких признаков жизни. Боцмана же члены экипажа пытались реанимировать еще в течение двух часов, однако, безуспешно. Смерть двоих моряков констатировали после отправки на берег на спасательном буксире.

Расследование установило, что электрик вошел в закрытое помещение один, проигнорировав процедуру получения наряда-допуска на производство работ. Кроме того, экипаж был плохо подготовлен к проведению спасательных операций в закрытых помещениях, а система управления безопасностью на борту работала неэффективно. Моряки были плохо ознакомлены с расположением отсеков судна и не осознавали, что вентиляция в разделительном помещении ограничена. К тому же возле крышек отверстий не было никаких предупреждающих знаков, запрещающих несанкционированный доступ туда во время проветривания, пока они остаются открытыми.

Чтобы избежать повторения подобных инцидентов в будущем, Морской департамент в первую очередь рекомендовал строго соблюдать процедуру получения нарядов-допусков на работу в закрытых помещениях. К тому же бросались в глаза очевидные ошибки во время проведения спасательной операции. В связи с этим морякам, по мнению ведомства, необходимо повысить эффективность учений по входу в закрытые помещения и проведению операций по спасению из них, а также лучше изучить расположение отсеков судна и тех мест, где системы вентиляции имеют ограниченную эффективность.

– При проведении спасательной операции членам экипажей в первую очередь необходимо обеспечить свою собственную безопасность, а уже потом идти на помощь, – отмечают в Российском профсоюзе моряков. – В этом нет ничего эгоистичного, напротив: только защитив себя можно помочь попавшему в беду коллеге, в противном же случае велик риск самому пополнить трагический список погибших на борту.

По материалам Safety4Sea

Перевод  ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх