22.09.2021

Швартовные операции требуют особого внимания

Инциденты при работе со швартовными тросами – не редкость. Морской департамент Гонконга недавно описал один из случаев, закончившихся смертельным исходом, когда из-за несоблюдения необходимых правил техники безопасности попытка освободить зацепившийся канат стоила капитану судна жизни.

Так, балкер под флагом Гонконга пришвартовался в порту Ило (Перу) для погрузки концентрата меди. Во время стоянки его кормовой швартов зацепился за отбойное приспособление из автопокрышек на причале, потому что дул ветер и судно качало. Капитан встал на отбойное приспособление  и попытался с помощью стальной палки поддеть кормовой швартов. Внезапно судно резко качнулось на волнах, трос дернулся и сам отцепился, при этом задев моряка. Капитан упал в воду. На борту немедленно сформировали спасательную команду, которая достала его. Однако, несмотря на то, что ему была оказана первая помощь, прибывшие на борт парамедики констатировали смерть.

Как показало расследование, капитан, вероятно, был недостаточно осведомлен о правилах техники безопасности, из-за чего выбрал опасный способ отцепить кормовой швартов. Другой ошибкой стало то, что экипаж не провел надлежащую оценку рисков и не принял нужные в условиях ветра и волн меры предосторожности при обращении со швартовными тросами, хотя системой управления безопасностью судна они предусмотрены.

В свете этого Морской департамент для предотвращения подобных инцидентов в будущем рекомендовал морякам в первую очередь строго следовать процедуре оценки рисков для выявления потенциальных опасностей, а также планировать выполнение основных операций с учетом всех необходимых мер предосторожности. Важно строго соблюдать требования нормативных документов в отношении проведения повседневных швартовных операций и применять стандартные приемы работы. Также рекомендуется повысить осведомленность о рисках и опасностях, связанных со швартовкой, и культуру безопасности на борту в целом.

В Российском профессиональном союзе моряков напоминают: швартовы – источник опасности. В частности, недавно вышло расследование другого случая: в нем шлюпка с тремя членами экипажа, направляющаяся к берегу, проходила над не до конца натянутым тросом. В момент, когда она оказалась прямо над ним, он выпрямился и ударил по ней, а моряки оказались за бортом. Инцидент, к счастью, обошелся без травм. Однако в РПСМ подчеркивают, что любая работа, связанная со швартовными тросами, даже не представляющая опасности на первый взгляд, должна выполняться с особым вниманием.

По материалам Safety4Sea

Перевод ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх