17.09.2021

Стальная коробка, изменившая мировую торговлю

Когда речь заходит о текущей кризисной ситуации в отрасли, часто упоминаются «глобальные цепочки поставок». Сегодня, в пандемию, которая нарушила давно отлаженную мировую систему торговли, многие представители отрасли считают, что они находятся под угрозой. О том, как это происходит на практике, рассказали в BBC News.

Простой парень из Кейптауна Джаред Чайтовиц имеет парк из 300 прокатных велосипедов. До сих пор у него всегда был постоянный запас запчастей – от педалей до звонков – чтобы поддерживать их в рабочем состоянии. Но в этом году появились проблемы. «Мой постоянный поставщик шин сообщил, что теперь новые придется ждать от 10 до 12 месяцев», – говорит Джаред. – Я в шоке!»

При этом пандемия вызвала мировой бум велосипедного движения, что привело к увеличению спроса на велосипеды, в то время как оптовые продавцы пострадали от нехватки морских грузовых контейнеров во всем мире.

Джаред пытается решить несколько задач одновременно, чтобы сохранить свой бизнес. И продолжает с нетерпением ждать контейнер с 50 новыми велосипедами из Франции, хотя точно не знает, когда он прибудет.

Несколько месяцев назад он вдобавок взял заказ на ремонт нескольких велосипедов. А теперь все повисло в воздухе, потому что запчасти до сих пор не пришли. Парень начал покупать детали где только мог, иногда и в убыток себе, лишь бы выполнить заказ. Но для решения задачи этого явно недостаточно.

Джаред не одинок в своих неприятностях. Многие компании по всему миру столкнулись с аналогичными проблемами логистики. Так, мировой локдаун привел к резкому падению розничных закупок, вслед за которым последовала обратная реакция, поскольку страны снова начали открываться. И вот, в настоящее время сотни контейнеровозов стоят в очереди на вход в перегруженные порты, в первую очередь в США и Китае.

Кроме того, в Европе и США из-за нехватки водителей грузовиков становится сложнее перемещать контейнеры по суше. А закрытие портов, вызванное вспышками Covid-19, еще больше усугубляет эти проблемы. «Стало обычным делом слышать истории о контейнерах, которые месяцами простаивают на причалах. Кроме того, цены на них сейчас просто зашкаливают. Так, отправка одного 40-футового контейнера из Азии в Европу стоит около 17 500 долларов, что более чем в 10 раз превышает цену, которая была год назад», – говорит Джордж Гриффитс, редактор темы глобальных контейнерных рынков в S&P Global Platts.

Он добавляет, что некоторые судоходные компании в настоящее время взимают дополнительную плату, чтобы гарантировать доставку в течение нескольких недель, а импортеры пытаются перебить друг друга в цене, предлагая дополнительные деньги, чтобы перекупить контейнеры у своих конкурентов.

«Рынок действительно начинает кусаться», – говорит Гриффитс.

Все это вызывает вопрос – является ли текущая ситуация просто кратковременным сбоем в цепочке поставок или это признак того, что великий гигант контейнерных перевозок больше не может идти в ногу с меняющимся миром?

«Индустрия контейнерных перевозок сейчас «скрипит» под давлением высокого спроса», – говорит Роуз Джордж, автор книги о судоходстве «Девяносто процентов всего». – Она всегда было жизненно необходима, просто этого никогда не замечали». Потребовался нынешний кризис, чтобы показать, насколько важно судоходство для мировой экономики.

В последнее время некоторые крупные компании даже решили приобретать собственные контейнеры и чартерные суда в ответ на дефицит. Среди них американские гиганты Walmart и Home Depot, а также шведский мебельный бренд IKEA.

Пресс-секретарь IKEA подтверждает, что компания закупила дополнительные контейнеры и зафрахтованные суда, чтобы восполнить нехватку продукции. «Мы также отправляли товары поездом из Китая в Европу и вложили немало средств во временные промежуточные склады в Китае, Вьетнаме, Индии, Индонезии и Таиланде для поддержки производства», – добавляет она.

От игрушек до автомобилей, бесчисленные отрасли промышленности полагаются на транспортные контейнеры, постоянно и непрерывно перемещающиеся по всему миру.

«У меня есть предчувствие, что рано или поздно мы увидим пустые полки, – говорит Ставрос Карамперидис, руководитель исследовательской группы по морскому транспорту Плимутского университета, имея в виду рождественский период. – Серьезная нехватка водителей грузовиков, которую можно наблюдать в Великобритании, способна сделать это очень заметным».

Нехватка водителей грузовиков в Великобритании возникла отчасти из-за того, что работники ЕС покидают страну после Brexit и в связи с пандемией. К тому же появились налоговые изменения, из-за которых водителям из других стран Европы становится невыгодно работать или трудоустраиваться в Великобритании.

Хотя ожидается, что судоходные компании получат в этом году рекордную прибыль, исчисляемую многими миллиардами долларов, они по-прежнему сталкиваются с проблемами.

«Мы используем больше судов и контейнеров, чем до пандемии, но все еще видим досадные задержки, приводящие к пропущенным рейсам и упущенным возможностям», – говорит Консепсьон Бу Ариас, пресс-секретарь Maersk, крупнейшей судоходной контейнерной линии в мире. – Задержки в портах влияют на графики движений судов. Пара лишних дней в одном порту может в итоге добавить две недели к общему времени пути контейнеровоза».

Существующие проблемы создают и абсолютно абсурдные ситуации, когда пустые контейнеры скапливаются в одних портах, в то время как в других их остро не хватает.

Продолжение следует.

По материалам BBC News и КРО РПСМ, фото – unep.org

↑ 

Наверх