14.09.2021

Иностранцев используют как приманку

Моряк из Калининграда Витаутас Слушконис провёл в греческой тюрьме два года и семь месяцев. В 2018 году россиянин устроился капитаном туристической яхты в иностранную компанию. В том же году в акватории Ионического моря судно задержала морская полиция Греции. На борту яхты был только экипаж, однако моряков обвинили в перевозке нелегальных мигрантов. В 2020 году греческий суд приговорил Витаутаса к восьми годам тюрьмы. Однако за хорошее поведение и благодаря помощи российских консулов россиянина выпустили досрочно. 

По образованию Витаутас  – геодезист, но в 2018-м  у него возникли проблемы с трудоустройством. Увидел  объявление на «Авито»: хорошая зарплата, обучение, проживание – всё за счёт работодателя. Требовался водитель или матрос на парусную яхту, возить туристов в Эгейском, Чёрном и Мраморном морях. Слушконис позвонил по указанному телефону, на связь вышел  человек, говорил на русском с сильным акцентом. – Я с ним ни разу не виделся, только с посредниками. Они приходили, оплачивали гостиницу, давали деньги на еду, возили на яхту во время обучения и так далее. Потом нам открыли визы. Всё это происходило в Турции, – рассказал Витаутас. 

Его не смутило отсутствие каких-либо официальных документов, в своей практике он сталкивался с подобным и в России, где «это тоже бывает без договоров, без бумаг и формальностей. И тебе платят так же неофициально»: «В принципе, для меня это было неудивительно. Деньги выплачивали кэшем или перечисляли на карту. У меня сбербанковская карта была с собой». 

Первый рейс
— Это было уже после 11 вечера. Хотя поначалу нам сказали в восемь, в девять. Становилось всё темнее и темнее, но нам говорили ждать. Это показалось подозрительным. В общем, мы не стали подходить близко к берегу. С Алексеем (Алексей Любимов — россиянин, работал на яхте помощником капитана. – RT), с которым поехал работать за границу, сели в лодку, высадились на берег. Мы посмотрели, что там люди… не туристы, так скажем. Мы сели в лодку, развернулись и уплыли. Мигранты, не мигранты – я не знал, кто это. Но очень много людей. То есть нам говорили про две семьи до десяти человек. А там было около 100. Как позже оказалось — 119 человек.

Яхта направлялась из Турции в Италию мимо греческих островов, по пути планировалось несколько остановок, но ее задержала греческая морская полиция, россиян обыскали и привезли в участок.
Витаутас вспоминает, как проходило задержание:
— Уже ночь. Мы идём на яхте. Резко с четырёх сторон включается свет. Подплывают малые береговые катера. На борт быстро запрыгивает спецназ. И там уже я ничего понять не успел. Нас положили на палубу. Я был в одних шортах – у меня одежда тогда намокла, я повесил всё сушиться. И вот так на палубе я пролежал, уже холодно было, где-то часа три, пока мы не дошли до порта Лиманаки.

Тюрьма
— Я был в трёх тюрьмах. Одна из них, первая, считается СИЗО. Но там сидят и со сроками, в том числе за тяжёлые преступления. Условия содержания никакие. Очень много тараканов, антисанитария. На один барак  – 120 камер. Администрации тюрьмы было наплевать, где, как и с кем мы будем там жить. Поэтому мы сами пытались устроиться, как-то достучаться до администрации, чтобы переселили.

В тюрьме были и другие россияне.
— На моей памяти не больше десяти человек. Десять, максимум 12 повстречалось, – говорит Витаутас Слушконис. Все сидели по одной  и той же статье: перевозка нелегальных мигрантов. — Счастливчики только мы с Любимовым: нам дали по восемь лет. С возможностью условно-досрочного освобождения через три года два месяца. У остальных ребят – срок по 20 лет с возможностью досрочного освобождения через 12 лет. 

Буферная зона
– Греческая судебная система такая, что первые суды идут по 5-10 минут. Людей сразу безоговорочно признают виновными. Греция – это буферная зона для нелегалов. То есть они все идут через Грецию или Турцию, а дальше – в Европу. Грекам выгодно, чтобы они сами работали, а иностранцы попадали за это. То есть иностранцев используют как приманку, отвлекающий манёвр, – поясняет моряк. – Нам полицейский в прокуратуре сказал: «Пока вы здесь сидите и на вас обращено всё внимание, где-то недалеко десять яхт с нелегалами ушло на Италию».

В греческой тюрьме можно работать: если работаешь, тебе сокращается срок. Поэтому раньше и вышел: работал электриком. Но устроиться на работу не так легко. Нужно как минимум знать язык и знать профессию. За работу ничего не платят – такая система в Греции, хотя  в остальных странах Европы работа в тюрьме оплачивается. 

Помощь Родины
— Очень хорошо помогал консул Александр Валентинович (Александр Ильин — консул-советник генконсульства РФ в Салониках. — RT), помогал оформлять доверенности. Постоянно был на связи, когда мы звонили из тюрьмы, и нам было что-то нужно, – говорит  Витаутас.

COVID-19
Моряк отмечает, что никогда не жаловался на здоровье, «и слава Богу», потому что в тюрьме с медициной очень плохо. В Греции очень любят давать таблетки, в основном, психотропы, потому что там сидит много наркоманов. Что касается реально больных – к ним полное безразличие. Пока сам не станешь кричать, бунтовать, пытаться что-то для себя сделать, о тебе никто не позаботится.

Когда начался COVID-19, медики пришли в тюрьму и сделали всем тесты. У пятерых тест оказался положительным.

– И что греческая тюремная администрация делает? Закрывает просто всех больных по камерам со здоровыми людьми, и две недели они там сидят. Ни таблеток, ничего не приносят. Просто как будто закрыли и смотрят, что произойдёт, – рассказывает моряк. –

Когда начался разгар COVID-19, начали умирать самые слабые. Хотя они всегда умирали,  потому что в тюрьме много людей с всякими заболеваниями.

Сегодня, на свободе, Витаутас Слушконис говорит, что самым страшным сначала было попасть в тюрьму – там тебя ждёт неизвестность, а потом – освобождаться. Спустя 3 года все очень изменилось – снова неизвестность. Но выжить везде можно.

В Российском профессиональном союза моряков отмечают: такие случаи показывают, что стать невольным соучастником перевозки мигрантов можно, не только откликаясь на заманчивое объявление о работе на яхте в Средиземном море, сулящей неплохое вознаграждение, но и трудоустраиваясь на морское судно сомнительной компании. В связи с этим главная и основная рекомендация любому моряку, находящемуся в поиске работы – прежде чем принимать окончательное решение и идти в рейс, как бы убедительно и достоверно предложение не выглядело, лучше потратить время, навести справки о работодателе и обратиться за консультацией в профсоюз. РПСМ всегда готов поделиться с моряками информацией о действительно надежных судовладельцах и предостеречь от трудоустройства, которое может обернуться лишением свободы в чужой стране, а не высоким заработком.

По материалам russian.rt.com

↑ 

Наверх