08.09.2021

Швартовые тросы – источник опасности

В море опасность часто приходит, откуда не ждали – стоит только упустить из виду какую-нибудь деталь. Так, например, в мае 2020 года члены экипажа балкера Manitoulin упали за борт рабочей шлюпки в результате непредвиденного удара по ней швартового троса. Недавно отчет об этом инциденте, произошедшем на реке Сент-Клер недалеко от Сомбры, Онтарио, опубликовало Управление по безопасности транспорта Канады (TSB Canada).

Воспользоваться шлюпкой морякам пришлось в связи с необходимостью: судно Manitoulin было пришвартовано в 50 метрах от берега у морского сооружения. Пристань здесь, однако, не была оборудована. Поэтому 12 мая 2020 года трое членов экипажа направились к берегу в судовой рабочей шлюпке. В какой-то момент она оказалась над швартовным тросом, частично находившимся в воде. Внезапно он резко натянулся и ударил по шлюпке. Ее сильно качнуло, и все трое моряков упали за борт. Один из них доплыл до берега, а двое других забрались обратно в шлюпку. К счастью, обошлось без травм.

Расследование показало, что вероятнее всего происшествие было связано с тем, что пока балкер был пришвартован, кормовой швартов не был натянут, а значит, мог погрузиться под воду, а затем неожиданно подняться из нее в результате естественных движений судна, подвергая опасности всех, кто оказался поблизости. Схема расположения швартовных тросов и сильное течение с левого борта создали ситуацию, при которой путь рабочей шлюпки, доставляющей членов экипажа от расположенного у правого борта трапа до берега, проходил через провисший кормовой швартовный трос, который был утоплен.

Кроме того, старшие офицеры судна были заняты разгрузкой и не провели инструктаж моряка, управляющего рабочей шлюпкой, а также не проконтролировали отправку членов экипажа на берег. В результате была упущена возможность предусмотреть риск, связанный с неконтролируемым движением троса.

К тому же судно Manitoulin находилось без движения, поэтому никто не ожидал, что трос внезапно поднимется, и рулевой направил шлюпку поверх него. Когда же она шла над швартовным тросом, балкер из-за течения сдвинуло в сторону, и трос натянулся, поднявшись из воды, задел шлюпку в районе кормы.

В связи с этой ситуацией TSB Canada сделало несколько выводов. В частности, по мнению авторов расследования, если не будут приняты меры предосторожности для снижения опасностей, связанных с неконтролируемым перемещением швартовных тросов, существует риск того, что работники, которые окажутся неподалеку от них, могут получить травму, в том числе смертельную, если трос внезапно резко натянется. Также важно надлежащим образом устранять опасности, связанные с использованием рабочих шлюпок, с помощью мер по снижению риска и контролировать их соблюдение – в противном случае инциденты продолжат происходить. Процедуры использования рабочих шлюпок должны содержать основную информацию по технике безопасности, иначе ошибки, допущенные по незнанию при управлении, могут поставить под угрозу тех, кто находится на борту.

Отметим, что после происшествия судовладелец Lower Lakes Towing Ltd. принял меры для того, чтобы подобное не повторилось. Так, капитан и экипаж представили отчет о результатах комплексной проверки. Они обсудили инцидент, а рулевые рабочих шлюпок были проинструктированы никогда не пересекать провисшие и ушедшие под воду швартовные тросы.

Кроме того, 18 января 2021 года компания представила политику предотвращения падений за борт, включающую в себя передовой опыт и извлеченные уроки по предотвращению подобных случаев, а также описание предпосылок, которые могут привести к падению, действия различных членов экипажа по их предотвращению и анализ производственных опасностей.

Также после происшествия компания-производитель шлюпки Smoker Craft Inc. провела испытание участвовавшей в инциденте модели на плавучесть. В результате она изменила рекомендуемые для нее безопасные пределы мощности и веса двигателей.

В Российском профессиональном союзе моряков напоминают: работа в море всегда связана с повышенной опасностью для жизни и здоровья, и играть в этом роль могут даже на первый взгляд незаметные или незначительные обстоятельства. Поэтому важно с особым вниманием подходить к любому действию и своевременно оценивать риски.

По материалам safety4sea.com
Перевод ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх