17.08.2021

Количество погибших в 2020 году крупных судов осталось на рекордно низком уровне

А количество зарегистрированных инцидентов продолжило тенденцию снижения по сравнению с предыдущим периодом, – говорится  в обзоре состояния безопасности морских перевозок за 2021 год (Safety & Shipping Review 2021), который публикует  Allianz Global Corporate & Specialty SE (AGCS).

Судоходная отрасль продемонстрировала высокую устойчивость к последствиям  пандемии коронавируса, о чем свидетельствуют большие объемы грузоперевозок и возвращение к допандемическим показателям деятельности, которое мы наблюдаем сегодня в ряде секторов», – говорит капитан Рахул Ханна (Rahul Khanna), руководитель отдела консалтинга по морским рискам в AGCS.  «Количество случаев полной гибели судов третий год подряд держится  на исторически низком уровне. Однако не все так гладко. Продолжающийся кризис смены экипажей, растущее количество проблем, обусловленных увеличивающимися размерами современных судов, нарастающее беспокойство по поводу задержек и сбоев в цепочке поставок, а также необходимость соблюдения новых, более жестких  природоохранных  требований  создают для судовладельцев и  моряков серьезные трудности в управлении рисками».

Ежегодное исследование AGCS анализирует происшествия с  судами валовой регистровой вместимостью более 100  тонн. В течение 2020 года во всем мире было зарегистрировано 49 случаев полной гибели судов, на один случай больше, чем  годом ранее (48), когда количество погибших судов было минимальным с начала текущего столетия.  Также это означает, что за последние 10 лет количество погибших судов  сократилось на 50% (98 случаев  в 2011 году). Количество происшествий с морскими судами снизилось с 2018 до 2703 в 2020 году (на 4%). За последнее десятилетие потери мирового флота составили  870 судов. 

На морские территории Южного Китая, Индокитая, Индонезии и Филиппин приходится каждый третий случай гибели судов в 2020 году (всего – 16), т. е. этот регион по-прежнему остаётся крайне неблагоприятным с точки зрения безопасности. Большую часть погибших в прошлом году судов (18), а именно – треть,  составили грузовые суда,  они же составили  40% всех потерь за последнее десятилетие. Основной  причиной полной гибели судов в прошлом году было затопление: каждое второе погибшее судно утонуло, а самой распространенной  причиной  морских происшествий  – 40%  –  стала поломка/отказ  машинного оборудования.

Влияние пандемии Covid-19
Несмотря на разрушительное экономическое воздействие пандемии Covid-19 на все сферы, её влияние на морские грузоперевозки оказалось не таким сильным, как предполагалось вначале. Ожидается, что  после небольшого снижения, наблюдавшегося  в 2020 году, объемы международной морской торговли в этом году превысят  уровень 2019 года. Тем не менее  процесс восстановления в морском секторе нельзя назвать стабильным.

Задержки в портах, связанные с ограничениями из-за Covid-19, и проблемы с управлением пропускной способностью  привели к скоплению грузов в пиковые периоды и нехватке порожних контейнеров. Было подсчитано, что в июне 2021 года в переполненные порты ожидало захода  рекордное количество грузовых судов – 300. Время, которое контейнеровозы проводят в ожидании постановки к причалу в порту, с 2019 года увеличилось более чем вдвое.

Ситуация со сменой экипажа приняла масштабы гуманитарного кризиса, который продолжает сказываться на здоровье и благополучии моряков. По имеющимся  оценкам, в марте 2021 года на борту судов оставалось около 200000 моряков, которые не имели возможности репатриироваться из-за ковидных ограничений. Слишком долгое пребывание в море может привести к умственной усталости и ошибках в принятии решений, что в конечном итоге скажется на безопасности.

Уже имели место инциденты  с судами, экипажи которых находились на борту дольше, чем следовало. Подготовка морских кадров тоже «страдает» из-за пандемии, а привлекательность морской профессии с учётом нынешней ситуации явно не повышается. В будущем дефицит моряков может стать серьезной проблемой, если, как ожидается, по мере восстановления международной торговли резко возрастёт  спрос на морские перевозки.

Несмотря на то, что на сегодняшний день количество  страховых  претензий, непосредственно связанных с  пандемией Covid-19, достаточно ограничено, сектор морского страхования не избежал серьезных  убытков. «В целом, частота морских страховых претензий не снизилась. Кроме того, мы наблюдаем рост стоимости претензий по корпусу и оборудованию из-за задержек с производством и доставкой запасных частей, а также с нехваткой свободных слотов на судоремонтных площадках», - говорит Юстус Генрих, руководитель  Marine Hull в AGCS. «Расходы на проведение спасательных операций и ремонт судов, также, увеличились». Не исключено, что в дальнейшем страховщики столкнутся с ростом  количества страховых претензий, связанных с поломкой или отказом машинного  оборудования, поскольку  пандемия Covid-19 может помешать экипажам поддерживать техобслуживание оборудования на должном уровне или следовать рекомендациям производителей. 

Чем больше  размер судов, тем больше  рисков
Блокировка Суэцкого канала контейнеровозом Ever Given в марте 2021 года является последним в растущем списке инцидентов с участием ультрабольших судов. Суда становятся все больше, поскольку судоходные компании стремятся к экономии за счет роста вместимости и топливной эффективности. Сегодня сегмент мега-контейнеровозов представлен судами вместимостью более  20 тыс TEU, а на вервях уже вовсю идёт постройка супергигантов вместимостью более  24тыс TEU.  Получается, что за последние всего за 50 лет вместимость контейнеровозов увеличилась на 1500%, а  за последние 15 лет  - более, чем удвоилась. «Большие суда представляют собой уникальные риски. Реагирование на инциденты с судами таких огромных размеров становится крайне сложной задачей и обходится гораздо дороже. Подходные каналы к существующим портам можно углубить,  а причалы и пристани расширить для приема крупных судов, но общий размер портов останется прежним. В результате для мега-контейнеровозов даже малейшее неточное движение может обернуться столкновением», - считает капитан Нитин Чопра, старший консультант по морским рискам в AGCS.

Если бы Ever Given не удалось снять с мели, то  спасательная операции могла бы затянуться очень надолго, а для выгрузки 18 000 контейнеров на его борту потребовались бы специальные краны. Удаление обломков большого автомобилевоза Golden Ray, который в 2019 году перевернулся в водах США с более чем 4000 машин на борту, заняло более полутора лет и обошлось в несколько сотен миллионов долларов.

Количество пожаров на борту крупных судов за последние годы значительно увеличилось. Только в 2019 году произошло 40 связанных с грузом пожаров — рекордное  количество. В 2020 году на всех типах судов снова увеличилось  количество пожаров / взрывов, приведших к полной гибели,  достигнув четырехлетнего максимума – 10. Пожары часто возникают в контейнерах, что может быть результатом того, что опасный груз, например, химикаты и аккумуляторы, не был указан в грузовых документах.  Инциденты показали, что возгорание контейнеров может легко выйти из-под контроля, в этом случае  экипажу приходится покинуть судно по соображениям безопасности, а значит оперативно тушить пожар  некому, что приводит  к увеличению размера ущерба.

Количество потерянных в море  контейнеров  также резко возросло в прошлом году (более 3000), и эта тенденция сохранятся в 2021 году, приводя к сбоям в цепочках поставок и создавая потенциальные риски для безопасности мореплавания и  загрязнения морской среды. Число потерянных контейнеров – самое большое  за последние семь лет. Более крупные суда, более суровые погодные условия, рост фрахтовых ставок и неверно заявленный вес груза (что приводит к обрушению штабелей контейнеров), а также всплеск спроса на потребительские товары – все это может способствовать этой тенденции. Кроме того, все больше вопросов вызывает соблюдение правил крепления контейнеров на борту судов. 

Пиратство и киберпреступность
Более 95% членов экипажа, похищенных во всем мире в 2020 году, стали жертвами пиратов в Гвинейском заливе, который по-прежнему остаётся горячей точкой морского пиратства.  В прошлом году в этом регионе имели место 22 случая похищения экипажей, общее число оказавшихся в заложниках моряков составило  130 человек – это самый высокий показатель за всю историю,  и проблема сохраняется. Суда подвергаются нападениям на все большем удалении от берега - в некоторых случаях более 200 морских миль (морских миль). Пандемия Covid-19 может усугубить проблему пиратства, поскольку пиратству способствуют социальная, политическая и экономическая нестабильность, как раз к этим последствиям ведет пандемия. Могут вновь «запылать» и уже «затухшие» горячие точки, такие как Сомали.

В обзоре, также, отмечается, что все четыре крупнейшие судоходные компании мира уже подвергались кибератакам, а в связи с тем, что геополитический конфликт все чаще разворачивается в киберпространстве, растет обеспокоенность по поводу возможного удара по критически важным морским объектам, таким как крупный порт или судоходный маршрут.  Повышение осведомленности о  киберрисках приводит к тому, что судоходные компании начинают прибегать к страхованию  киберрисков, хотя на сегодняшний день в основном страхуется  деятельность компаний на берегу. 

Обстановка в сфере охраны окружающей среды
В связи с тем, что международные усилия по борьбе с изменением климата набирают обороты, судоходная отрасль, вероятно, столкнется с растущим давлением, требующим от её участников активизировать свои действия в этом направлении. «Требуются огромные инвестиции в исследования и разработки, чтобы отрасль могла достичь поставленных перед ней трудно достижимых целей. Сегодняшний флот и технологии не смогут привести судоходную отрасль к той цели, которую поставила перед отраслью  Международная морская организация  –  сократить выбросы к 2050 году на 50%, не говоря уже о более амбициозных задачах, обсуждаемых национальными правительствами», – отметил капитан Ханна.

В прошлом году был снижен предел содержания серы в судовом топливе. Ожидается, что эта мера, известная под названием ИМО 2020, сократит выбросы вредного оксида серы (SOx) от судоходства на 77%.

Места, где чаще всего происходят морские аварии и гибель судов
Согласно обзору, за последнее десятилетие больше всего судов погибло в регионе  Южного Китая, Индокитая, Индонезии и Филиппин – 224 судна. Это обусловлено оживленной морской торговлей в этом районе: как местной, так и международной, перегруженностью портов и загруженностью морских  путей, большой долей старых судов и экстремальными погодными  условиями. В целом  на Южный Китай, Индокитай, Индонезию и Филиппины, Восточное Средиземноморье и Черное море, а также на морские территории Японии, Кореи и Северного Китая приходится половина из 876 случаев гибели  судов за последние 10 лет (437). В регионе Ла-Манша и Бискайского залива было зарегистрировано наибольшее количество происшествий  (579) в 2020 году, стоит отметить, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года этот показатель снизился.

На фото: Количество погибших судов за прошедшее десятилетие (учитываются только суда водоизмещением свыше 100 GT) 

По материалам marineinsight.com
Перевод ЦИА РПСМ

 

 

↑ 

Наверх