13.08.2021

Соавторы BMP инициировали поэтапный пересмотр границ Зоны повышенного риска пиратства в Индийском океане

С 1 сентября 2021 года границы Зоны повышенного риска пиратства в Индийском океане (HRA) будут сокращены. Забегая вперед, в Российском профсоюзе моряков подчеркивают, что экипажам судов важно понимать, что условия труда в зонах риска могут быть изменены только решением Международного переговорного форума – IBF, в котором участвуют судовладельцы и морские профсоюзы. Международная федерация транспортников не принимала решений об уменьшении зон высокого пиратского риска. С 1 ноября 2020 года для коллективных договоров IBF, стандартных договоров МФТ и договоров общей стоимости экипажа (TCC) МФТ действуют единые зоны высокого риска и боевых действий. Принятые координаты продолжают действовать. 

Зона повышенного риска пиратства в Индийском океане была установлена более 10 лет назад соавторами издания BMP (Наиболее эффективные методы противодействия пиратству) в ответ на эскалацию активности сомалийских пиратов. HRA представляет собой участок морского пространства, где существует повышенная угроза пиратских нападений, и, соответственно, требуются дополнительные меры безопасности. Последний раз границы Зоны корректировались в мае 2019 года, а в феврале 2021 года ее территорию решили снова пересмотреть. Толчком к этому послужили неоднократные просьбы правительства Кении вывести за границы HRA территорию ее исключительной экономической зоны (ИЭЗ), поскольку обстановка здесь давно спокойная. 

Вопрос об этом обсуждался в ходе пленарных дебатов 103-й сессии Комитета по безопасности на море (MSC) Международной морской организации. Хотя ИМО официально не участвует в установлении границ HRA, Комитет призвал соавторов BMP и соответствующие органы продолжить работу по предложенной инициативе с региональными заинтересованными сторонами, включая прибрежные государства и военные власти. В итоге было решено детально изучить этот вопрос, а результаты обсудить на 104-й сессии MSC.

Ниже приводятся выводы и рекомендации, сделанные в результате изучения текущей обстановки в HRA.

Изменение уровня угрозы

Так, была проведена тщательная оценка угроз в западной части Индийского океана на основе данных и оценок, представленных SHADE, EUNAVFOR Atalanta, UNODC и UKMTO. Установлено, что угроза сомалийского пиратства находится на самом низком уровне с 2007 года, а с 2017 года не было зарегистрировано ни одного нападения на торговые суда. Лишь в 2019 году произошел неоднозначный инцидент с рыболовом. Известно, что пользуясь нестабильной обстановкой в плане безопасности, которая сложилась вследствие гражданской войны в Йемене, пиратские группировки переключились на другие виды преступлений, например, контрабанду. Кроме того, вероятно, у пиратов не будет доступа к якорным стоянкам, на которых они ранее безнаказанно удерживали захваченные суда. Также пиратским боевым группам стало труднее собирать средства, необходимые для подготовки и проведения морских нападений.

Кенийские военные и правоохранительные органы в Южном Сомали и вокруг него ограничивают возможности пиратов действовать в южных участках существующей HRA, а основные пиратские базы расположены дальше на север – в Галмудуге и Пунтленде.

Однако пираты все еще сохраняют способность и некоторые ресурсы для осуществления нападений в море. Если обстановка в Сомали будет этому благоприятствовать, то никто не гарантирует, что пираты не возобновят свои атаки. Сохраняющаяся нестабильность в Сомали также является поводом для беспокойства, поскольку не исключает возможности повторного возникновения условий, вызвавших разгул пиратства в 2008-2013 гг. Возможно, пираты не отказались от намерения нападать на суда, однако на деле они себя не проявляли более четырех лет.

Уже после выхода BMP – 5 в регионе появились новые угрозы, но другого характера. В частности, речь идет об асимметричных военных действиях в Баб-эль-Мандебском проливе, южной части Красного моря и Аденском заливе. В последнее время эти угрозы беспокоят торговые суда гораздо сильнее, чем пираты. Военные мандаты в регионе расширены и теперь распространяются на борьбу с гораздо более серьзным спектром морских преступлений.

Обсуждение

Из проведенной оценки угрозы пиратства ясно, что данный регион больше не может считаться зоной повышенного риска или угрозы. Несмотря на то, что риски существуют, тем не менее они успешно минимизируются благодаря военному присутствию в регионе, повышенной морской ситуационной осведомленности и применению судами эффективных мер самозащиты в зависимости от оценки риска их рейса, а также благоприятным социальным и политическим изменениям. Кроме того, угрозы стали более разнообразными на фоне изменения обстановки в плане безопасности, что также находит отражение в расширении мандатов военных операций и изменениях в отраслевых руководствах.

Определение зоны повышенного риска, основанное исключительно на угрозе со стороны сомалийского пиратства, в настоящее время устарело. Сегодня требуется более динамичный механизм для учета изменившейся обстановки в регионе. Формулировка «повышенный риск» также не отражает фактическое положение дел, поскольку сегодня речь идет явно об угрозе, а не о риске (см. BMP – 5, раздел 3).

Несмотря на то, что угроза со стороны сомалийского пиратства остается низкой, общее сокращение мер сдерживания в регионе может подтолкнуть преступников к возвращению к пиратской деятельности. Таким образом, хотя данный район не может считаться зоной «повышенного риска», угроза безопасности здесь остается, поэтому требуется определенное обозначение для поддержания статус-кво в отношении самозащиты и сдерживания и во избежание возврата к ситуации, при которой возрастает угроза судоходству.

Кроме того, в последние годы, по мере расширения понимания всех угроз безопасности и применяемых мер по смягчению их последствий, а также с появлением или усилением новых угроз безопасности, стало очевидно, что концепция HRA в том виде, в котором она существует в настоящее время, устарела и не отражает действительность.

Хотя на пике кризиса статус HRA был эффективной мерой повышения осведомленности об угрозе сомалийского пиратства и обозначения области, в которой необходимо применять меры противодействия пиратству: он в основном выполнил свою задачу и утратил актуальность, особенно на фоне ситуации в других районах, таких как Гвинейский залив, где угроза пиратства гораздо выше, но которая до сих пор не получила статуса HRA. Такое несоответствие вызывало недовольство среди некоторых участников отрасли, поэтому соавторы BMP считают обязательным устранить его наиболее благоприятным образом.

Пересмотр границ HRA

Принимая во внимание результаты оценки угроз и признавая, что данная концепция в ее нынешнем виде в контексте глобальных угроз безопасности на море больше не соответствует действительности, соавторы BMP сочли целесообразным инициировать поэтапный пересмотр границ Зоны повышенного риска пиратства в Индийском океане.

С 1 сентября 2021 года в координаты HRA будут внесены следующие изменения, охватывающие все угрозы, описанные в разделе 2 BMP – 5:

от точки A (01 30'S на побережье Сомали) линия до точки B (01° 30’ S - 046° 00’ E), линия до точки C (01° 00’ N - 049° 30’ E), линия до точки D (09° 00’ N - 055° 00’ E), линия до точки E (14° 20’ N - 057° 30’ E), линия до точки F (побережье Йемена на 053° 00' Е). Затем вдоль побережья Йемена в западном и северном направлении до точки G (йеменское побережье Красного моря на 15° 00' N), затем линия до точки H (граница территориального моря Эритреи на 15° 00' N), затем в южном направлении сначала по территориальным морским границам Эритреи, а затем Джибути до точки I (прибрежная граница между Джибути и Сомали), затем вдоль побережья Сомали на восток, а затем на юг до точки A. 

Эти новые координаты HRA – временная мера. Пока же будет вестись масштабная работа по оценке угроз безопасности на море в глобальном контексте, которую планируется завершить к 31 декабря 2021 года. После этого вниманию владельцев и операторов судов будет предоставлена новая отраслевая оценка угроз безопасности.

Признавая, что название High Risk Area (Зона повышенного риска) – больше не отражает уровень серьезности угроз в регионе, а также чтобы устранить несоразмерность статуса этой зоны и других областей, в которых угроза является критической, соавторы BMP разработают механизм для консолидации руководств в области противодействия угрозам безопасности во всем мире. Этот процесс будет опираться на множество ресурсов, включая данные военной разведки, и будет обеспечивать периодическую оценку угроз, что позволит судовладельцам и операторам проводить тщательную оценку угроз для своих судов. 

Таким образом, планируется, что Зона повышенного риска пиратства в ее нынешнем виде больше использоваться не будет, а ей на смену придет более динамичный подход к оценке угроз на море. Он позволит регулярно предоставлять более актуальную информацию об угрозах, с которыми сталкивается судоходство, и четко определять области, в которых они существуют. Первые результаты новой концепции будут представлены в январе 2022 года. В ходе этого процесса планируются консультации с участниками отрасли, чтобы убедиться, что конечный продукт сможет отвечать потребностям владельцев и операторов. 

По материалам maritimecyprus.com

Перевод ЦИА РПСМ

Фото Risk Intelligence


↑ 

Наверх