11.08.2021

Три страны предложили создать фонд помощи оставленным экипажам

На фоне растущего числа случаев оставления судов и экипажей по всему миру Китай, Индонезия и Филиппины призвали Международную морскую организацию создать взаимный фонд помощи в чрезвычайных ситуациях. Страны заявляют, что он может служить последней инстанцией, когда все соответствующие заинтересованные стороны бездействуют в разрешении проблемы брошенных моряков.

Согласно сообщению Юридического комитета Международной морской организации, 108-я сессия которого прошла с 26 по 30 июля, пандемия коронавируса привела к тревожному всплеску случаев оставления судов. Так, с января 2020 года по апрель этого года в совместную базу данных ИМО и Международной организации труда поступили сообщения о 111 новых инцидентах. 85 из них имели место в прошлом году, еще 26 – в первом квартале 2021 года. Только 46 случаев с тех пор удалось разрешить. С апреля было оставлено еще по меньшей мере 27 судов.

По данным Организации Объединенных Наций, с начала пандемии в 2020 году сотни моряков не получили заработную плату вовремя, так как многие судовладельцы испытывают финансовые трудности. 

– Возможность создания чрезвычайного взаимного фонда необходимо изучить, чтобы своевременно оплачивать нужды брошенных членов экипажей и расходы в портах государств-членов ИМО, – говорится в заявлении трех стран. – Ускорение рассмотрения дел об оставлении моряков принесет преимущества не только им самим, но и судоходству, ведь флот сможет возобновить нормальную работу и избежать дополнительных потерь.

Призыв Китая, Индонезии и Филиппин получил как поддержку, так и критику.

Генеральный секретарь Балтийского и Международного морского совета (BIMCO) Дэвид Лусли сказал, что создание фонда может стать нестандартным решением давно существующей проблемы.

– Рост числа брошенных моряков вызывает тревогу, поэтому предложенную инициативу стоит изучить, – отметил он. – Кризис смены экипажей, вызванный нескоординированными и противоречивыми действиями правительств во время пандемии Covid-19, определенно повлиял на количество брошенных моряков. Он далек от завершения, и мы опасаемся, что до его финала еще далеко. Сейчас самое время мыслить нестандартно.

Тем временем Международная федерация транспортников (МФТ) сдержанно прокомментировала инициативу.

– В настоящее время мы неохотно поддерживаем эту концепцию, поскольку считаем, что в Конвенции о труде в морском судоходстве уже предусмотрены адекватные меры для решения проблемы оставления судов и экипажей, – заявила МФТ. 

Напомним, поправки к КТМС 2014 года требуют, чтобы владельцы судов приобретали страховку, покрывающую заработную плату за четыре месяца и расходы на репатриацию брошенных моряков.

– Есть много вопросов относительно того, что будет покрывать фонд, учитывая, что суда уже должны иметь финансовое страховое обеспечение, связанное с оставлением судов, – добавили в МФТ. 

Однако в целом федерация приветствует обсуждение этой темы. 

Ожидается, что дебаты по поводу того, насколько большим должен быть фонд, как планируется его работа и кто в него будет делать взносы, продолжатся, если ИМО продвинет обсуждение дальше. Пока известно, что в ответ на инициативу организация предложила государствам-членам к следующему заседанию Юридического комитета, которое запланировано на март 2022 года, поделиться своими взглядами на счет необходимости создания фонда. 

– Оказаться запертым на брошенном судне может практически любой моряк, – отмечают в Российском профсоюзе моряков. – Но чтобы сократить риски при трудоустройстве, нужно обратить особое внимание на историю судовладельца и флаг теплохода: если он находится в «черном» списке у меморандумов – это хороший повод задуматься о том, какие работодатели его выбирают и действительно ли он гарантирует защиту членов экипажей в случае проблемных ситуаций. Со своей стороны профсоюз всегда готов поделиться имеющимися сведениями о судовладельцах и помочь советом, что снизит риски попадания в тяжелую ситуацию. 

По материалам Tradewinds, splash247

Фото ITF


↑ 

Наверх