05.08.2021

Затягивание расследований аварий может стоить жизни

Несмотря на неоднократные обещания секретариата Международной морской организации потребовать от своих членов прозрачного расследования серьезных аварий на море, государства флага продолжают отбивать попытки установить жесткие временные рамки для публикации отчетов. Так, на закрытом заседании Подкомитета по внедрению инструментов ИМО представители государств не поддержали инициативу целой группы влиятельных участников судоходной отрасли включить в Кодекс расследования аварий и инцидентов на море положение об обязательном соблюдении сроков расследования. Об этом сообщает Lloyd's List. 

Отметим, что согласно исследованию, проведенному и опубликованному Lloyd's List в 2018 году, 58% отчетов не были обнародованы государствами флага даже по прошествии четырех лет после аварий. На сегодняшний момент ситуация несколько улучшилась: по последним данным ИМО, цифра сократилась до 37%.

С предложением ввести новые требования, устанавливающие временные ограничения на публикацию отчетов о расследовании серьезных аварий на море, выступили такие влиятельные отраслевые организации как BIMCO, Intercargo, Международный союз морских страховщиков (IUMI), Международная палата судоходства (ICS) и Клуб взаимного страхования P&I. Они подчеркнули, что этот шаг может способствовать повышению безопасности на море и потенциально спасти многие жизни, ведь конечная цель всех отчетов – снизить риски с помощью извлеченных уроков.

Тем не менее, по данным Lloyd's List, документ был категорически отклонен представителями государств флага, которые заявили, что введение обязательных временных рамок приведет к тому, что расследования будут проводить в спешке, то есть не так тщательно, как сейчас. Соответственно, это отрицательно скажется на их качестве и не принесет пользы. Также противники инициативы указали на то, что иногда для детального расследования сложных случаев требуется дополнительное время. Какие конкретно страны не поддержали инициативу – неизвестно. 

Некоторые эксперты считают, что, возможно, реальной причиной отклонения предложения стала нехватка административных ресурсов, в том числе кадровых, для его реализации.

В настоящее время Кодекс расследования аварий и инцидентов на море не устанавливает временные рамки для представления обязательных отчетов о серьезных авариях, повлекших гибель людей, полную потерю судна или масштабное загрязнение окружающей среды. На этот счет лишь говорится, что отчет должен быть представлен «в реально возможные короткие сроки». Однако практика показывает, что среднее время ожидания публикации составляет более двух лет, в некоторых случаях – более четырех лет. Случается и так, что отчеты о расследовании вообще не публикуются. 

К сведению, в секторе гражданской авиации итоговая информация должна поступить в течение 12 месяцев с момента происшествия.

Одной из немногих стран, где озаботились сроками расследований серьезных аварий на море, стал Китай: его официальное исследование охватило 2387 инцидентов, произошедших в период с января 2010 года по декабрь 2020 года включительно. В  результате оказалось, что среднее время с  момента происшествия до предоставления отчета о расследовании составило 29 месяцев.

В Intercargo тоже провели похожую работу, обнаружив, что Глобальная интегрированная система информации о судоходстве ИМО (GISIS) содержит заключения о расследовании всего 24 из 39 очень серьезных аварий с навалочными судами, в результате которых погибли 179 моряков. Речь идет о событиях, произошедших в 2010-2019 гг. Среднее время предоставления отчета составило 32 месяца. Самое «оперативное» расследование продолжалось 7 месяцев, а по некоторым авариям за 2010 и 2011 годы отчеты не опубликованы и по сей день. 

В качестве компромисса обсуждался вариант установления обязательных сроков для предоставления промежуточных отчетов. Это предложение получило достаточную поддержку участников заседания Подкомитета по внедрению инструментов ИМО, хотя некоторые из них высказали сомнения в том, что это сколько-нибудь повлияет на ситуацию. Кроме того, остались вопросы к формату таких отчетов. Было решено организовать дальнейшие обсуждения в отношении их формы и содержания.

Остается добавить, что вопрос о сроках предоставления отчетов о расследовании серьезных аварий на море взял под личный контроль генеральный секретарь ИМО Китак Лим. Он пообещал, что показатели улучшатся, заявив, что считает своим долгом добиться предоставления 80% отчетов о расследованиях к 2022 году.

В Российском профсоюзе моряков отмечают, что непереданные вовремя результаты могут означать только то, что выводы из катастроф не сделаны и уроки не извлечены, что, возможно, кому-то будет стоить жизни.

– Отчеты о расследовании являются ключом к пониманию первопричины аварий и, в конечном итоге, способствуют повышению безопасности отрасли в целом, – считают в РПСМ.

По материалам lloydslist.maritimeintelligence.informa.com

Перевод ЦИА РПСМ


↑ 

Наверх