05.08.2021

Нормативная база отстает от масштабов проблемы пожаров на контейнеровозах

К такому выводу пришли участники вебинара, организованного крупнейшим классификационным обществом в мире Lloyd’s Register. Мероприятие называлось «Возгорания грузов: пришло время переосмыслить, какие технические решения можно внедрить». 

Они также сошлись во мнении, что члены экипажей плохо подготовлены к борьбе с пожарами на море; имеющаяся нормативная база сильно устарела; на большинстве судов отсутствует надлежащее противопожарное оборудование, а то, которое есть, не соответствует увеличившимся размерам современных судов; частота случаев незаявленных или неверно задекларированных грузов продолжает вызывать беспокойство.

Так, Альфред Гомес, директор по морским стандартам и офицер по информационной безопасности компании Seaspan Ship Managemnent, отметил, что моряки проходят только пятидневную подготовку по тушению пожаров раз в пять лет и, разумеется, их навыки не сравнить с теми, которые есть у пожарных. При этом воспламенения, возникающие на борту, часто гораздо сложнее большинства пожаров на берегу, потому что на судах нередко загораются опасные грузы.

В качестве примера можно привести сильнейший в этом году пожар на борту контейнеровоза X-Press Pearl. За воспламенением последовал врыв и, в конечном итоге, судно затонуло у берегов Шри-Ланки. Еще один крупный инцидент произошел на контейнеровозе Ocean Trader во время стоянки у причала в порту Джебель-Али, ОАЭ. Были и другие, менее серьезные пожары, которые не получили широкого освещения в СМИ.

Ник Чабб, основатель и управляющий директор компании Thetius, специализирующейся в области морских технологий, сказал, что регулирующие органы и нормативная база значительно отстают от последних разработок в этой области, и что владельцы и операторы судов должны рассматривать сегодняшние документы как самый минимальный стандарт соответствия. Однако, по словам Ника Чабба, который и сам – бывший моряк, в этой области намечается определенный прогресс, основанный на новых технологиях и искусственном интеллекте (ИИ). Так, сегодня выделяется программное обеспечение на базе искусственного интеллекта – ZimGuard, предназначенное для обнаружения неправильно задекларированных опасных грузов до их погрузки на борт. Также он упомянул Scanreach, норвежскую компанию, которая поставляет сенсорные беспроводные системы мониторинга всего судна для раннего предупреждения об изменениях температуры или наличии дыма или газа.

Директор по управлению рисками TT Club, Перегрин Сторрс-Фокс, обратил внимание участников дискуссии на «риск соседства» при размещении грузов, отметив важный вклад, который вносит Система уведомления о происшествиях с грузом (CINS). По его словам, сегодня доступны инструменты для выявления ненадежных грузоотправителей и потенциально незаявленных или неправильно задекларированных грузов. Перевозчики, конечно, хотели бы делиться такой информацией, но им приходится быть осторожными, чтобы ненароком не нарушить законы о конкуренции.

Заместитель инспектора по расследованию морских аварий в MAIB Дэнни Харвуд, работа которого в основном состоит в ликвидации последствий происшествий, сказал, что масштаб проблемы, связанной с пожарами на борту, «трудно вообразить». При этом он подчеркнул, что крайне важную роль играет подготовка экипажа к борьбе с огнем и регулярные противопожарные учения на борту. Однако справиться с воспламенением на современном гигантском контейнеровозе – непосильная задача не только для экипажа, но в большинстве случаев и для профессиональных пожарных. Харвуд добавил, что почти всегда при расследовании пожаров выясняется, что существовали какие-то проблемы с противопожарными средствами на борту.

В Российском профсоюзе моряков отмечают, что по статистике крупные пожары на контейнеровозах происходят каждые 60 дней – часто по вине грузоотправителей, которые недостаточно ответственно подходят к своим обязанностям по декларации груза. Это ставит под угрозу жизнь и здоровье членов экипажей, и, конечно, следовало бы установить за халатное отношение ответственность, например, финансовую. 

По материалам seatrade-maritime.com

Перевод ЦИА РПСМ



↑ 

Наверх