30.07.2021

Не войти, не выйти: моряки жалуются на временные коридоры в порту Архангельска

Моряки вынуждены ждать возможности войти или выйти через контрольно-пропускные пункты Архангельского морского торгового порта. В качестве причины работники ОАО «АМТП» называют приказ, изданный руководством в апреле этого года и закрепляющий узкие временные коридоры для схода на берег и захода на судно членов экипажей. Теперь сделать это они могут только с 07:30 до 8:00, с 13:00 до 14:00, с 19:30 до 20:00 и с 01:00 до 02:00. Схожие временные рамки (за исключением ночного времени) были поставлены и для осуществления снабжения судов. Эти ограничения вызывают закономерное недовольство моряков, которые не могут свободно распоряжаться своим нерабочем временем и вынуждены проводить его на территории предприятия.

Так, еще в конце прошлого месяца по этому вопросу в Северную региональную организацию Российского профсоюза моряков (СРО РПСМ) отправил индивидуальное обращение член профсоюза, столкнувшийся с нововведениями на проходной погрузо-разгрузочного района «Экономия». Моряк просил проверить правомерность установления подобных временных коридоров. Параллельно с этим представители РПСМ получали от членов экипажей звонки с жалобами на ограничения.

Хотя временные ограничения входа и выхода породили огромное недовольство среди моряков, в порту, кажется, ничего менять не намерены. Так, всего несколько дней назад в первичную профсоюзную организацию плавсостава ОАО «Северное морское пароходство» РПСМ поступило обращение, в котором свое возмущение высказал и экипаж принадлежащего СМП судна «Иоганн Махмасталь»: моряки рассказали, что, идя на вахту и с вахты, вынуждены часами стоять в ожидании прохода на проходной ПРР «Экономия», теряя личное и рабочее время. «Данная ситуация приводит к дезорганизации работы плавсостава экипажей стоящих в порту судов. Сотрудники провоцируют конфликты, ссылаясь на некий приказ, который не относится к нашей деятельности и никак не влияет на безопасность порта и портовых средств, что нарушает конвенцию ОСПС», – отметили они в своем обращении. Они также добавили, что в аварийной или неопределенной ситуации попасть на борт судна оперативно будет невозможно, береговые специалисты не могут вовремя прийти на теплоход, снабжение и техобслуживание запаздывает.

В Северной региональной организации РПСМ считают, что подобным образом нарушается законное право моряков покинуть производство в свободное от работы время. При этом в качестве оснований для введенных приказом ограничений указано изменение графика работников службы эксплуатации порта, а не наличие объективной невозможности обеспечить вход и выход в любое время, связанное с особенностями работы производства. К морякам подобные внутренние дела АМТП не должны иметь отношения.

– По сути это является формой прямого ограничения личной свободы граждан РФ, а также препятствием для выполнения рабочих обязанностей, – отметил Сергей Портенко, председатель первичной профсоюзной организации плавсостава ОАО «Северное морское пароходство» РПСМ. – В связи с этим уже после первых обращений от моряков около месяца назад Северная региональная организация РПСМ направила в Архангельскую транспортную прокуратуру обращение о нарушении законодательства, в котором попросила о проверке и принятии соответствующих мер прокурорского реагирования.

В нем представители профсоюза, в частности, подчеркнули, что при издании этого приказа не было учтено, что ни график работы сотрудников службы эксплуатации порта, ни его изменение работодателем не могут являться предусмотренным законом основанием для ограничения права людей, являющихся сотрудниками другого юридического лица, покинуть место работы в свободное время и распоряжаться им по своему усмотрению. «Судно так же, как завод или иное производство в России – это не тюрьма», – подчеркнули в профсоюзе.

Кроме того, в Северной региональной организации РПСМ отметили, что для обеспечения безопасности регламентация перемещения людей и транспорта в портах всех стран мира предусмотрена другим образом.

Сегодня в профсоюз пришел ответ от прокуратуры, которая, однако, не выявила нарушений в действиях должностных лиц и не считает необходимым принятие мер прокурорского реагирования. В ведомстве сообщили, что введение временных коридоров для входа и выхода моряков – это меры, направленные на профилактику коронавируса. Так, по данным прокуратуры во исполнение рекомендаций Роспотребнадзора и в целях соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в октябре прошлого года ОАО «АМТП» был издан приказ № 292 «Об усилении профилактических мероприятий против распространения новой коронавирусной инфекции».

 «Непосредственно членов экипажей судов, осуществляющих технологическое взаимодействие с портом, касается пункт 3.1 Приказа, которым с целью минимизации инфицирования COVID-19, а также уменьшения числа контактов с потенциально возможными носителями инфекции установлен запрет захода лиц на транспортные средства, находящиеся в порту без производственной необходимости. При необходимости же проведения производственных работ на транспортных средствах заход согласовывается со службой безопасности порта. Определены временные коридоры для схода/захода с/на судно членов экипажей, находящихся в порту: с 07:30 до 08:00, с 12:00 до 13:00, с 16:30 до 17:00 и с 19:30 до 20:00 часов», – говорится в ответе прокуратуры. По сведениям ведомства, впоследствии приказом № 122 эти временные рамки были изменены на те, что действуют сегодня.

Профсоюз такой ответ не удовлетворил. В первую очередь Сергей Портенко отметил, что ссылка на предыдущий приказ, содержащий меры по предотвращению инфицирования коронавирусом в порту, не значится в апрельском документе, где в качестве причины ограничений указывается только «изменение графика работы работников службы Эксплуатации». По его мнению, упомянуть его там было необходимо. «Пытаясь разобраться в правомерности издания такого приказа, мы, по сути, получили отказ от мер прокурорского реагирования. В разъяснении прокуратуры приводятся доводы, которые в тексте приказа не звучат и нет никакого намека на них», – отметил он.

 – Если же говорить о предотвращении распространения коронавируса, это тоже очень спорные меры: наоборот, такие временные ограничения приводят к скоплению людей, ожидающих возможности войти в порт или выйти из него, – добавил Сергей Портенко. – Мы продолжаем считать, что эти нововведения ограничивают права моряков и, кроме того, затрудняют работу судоходных компаний. В связи с этим мы рассмотрим возможность обращения в Росморречфлот, Российскую палату судоходства и Правительство России.

↑ 

Наверх