29.07.2021

Колдоговор сводит риски к минимуму

В этом году стандартному коллективному договору МФТ исполняется 50 лет. 

За это время он претерпел некоторые изменения, но не потерял своей актуальности, ведь на флоте под удобным флагом до сих пор есть место нарушениям и несправедливости. Первые соглашения для судов, зарегистрированных в дешевых регистрах, появились еще в 1952 году, но именно в 1971 году была одобрена идея единого или унифицированного коллективного договора МФТ. Этот документ установил комплекс норм, с которым соотносятся все другие приемлемые МФТ договоры – соглашения об общей стоимости экипажа и национальные соглашения. Спустя полвека с некоторыми правками стандартный колдоговор МФТ остается в силе и сегодня. 

Бэкграунд

История появления колдоговора МФТ в морском секторе неразрывно связана с началом кампании федерации против удобных флагов – системы ухода из-под юрисдикции национальных государств и отсутствия связи между истинным судовладельцем и страной флага, при которой трудно найти конечного бенефициара.  

После Второй мировой войны количество дешевых флагов быстро увеличивалось. Судовладельцы по разным причинам, но с одной целью – извлечь прибыль – давали своему флоту фиктивное гражданство. Другими словами, суда, работающие под флагами Панамы или Либерии, не имели реальной связи с этими странами. В конце 40-х годов тоннаж панамского флота, например, разросся до более чем трех млн: американские судовладельцы выбирали его, чтобы сократить расходы, европейские – чтобы избежать высоких налогов.

Интерес работодателей к дешевым регистрам был связан и с тем, что государства флага не обеспечивали соблюдение минимальных социальных стандартов, поэтому на судно нанимались моряки разных национальностей, порой самая дешевая рабочая сила, которую только можно было найти. Перефлагирование стало настоящей угрозой для экипажей, так как удобный флаг означал минимум формальностей, мизерный уровень оплаты и опасные условия труда. 

Это привело к тому, что в 1948 году МФТ запустила кампанию против удобных флагов. Ее целью стало продвижение справедливой практики на торговом флоте и в первую очередь – обеспечение моряков вне зависимости от национальности хорошим условиями труда и социальными гарантиями, прописанными в приемлемом для МФТ соглашении. Кампания начала набирать обороты – в результате переговоров с судовладельцами уже в 1952 году с соглашениями МФТ работали 50 судов под удобными флагами. 

Однако в следующем десятилетии федерация сосредоточила усилия на работе с правительственными и международными органами. Как признали позже, это особо ни к чему не привело. Поэтому как нельзя кстати кампанию возобновили. К концу шестидесятых тоннаж флота, зарегистрированный в дешевых регистрах, вырос до более чем 28 млн, в 1970 году – 41,1 млн.

Неудивительно, что в 1971 году национальные профсоюзы, входившие в МФТ, решили, что кампанию против удобных флагов стоит реанимировать и сделать более скоординированной. Тогда одним из исторических решений стало одобрение единого или унифицированного коллективного договора МФТ. Его идея заключалась в том, что размер зарплаты моряков калькулировался из расчета сравнительных средних ставок зарплаты, действующих в основных странах бенефициарных владельцев судов под удобным флагом. 

Первый в России

В России первый колдоговор подписали в 1990 году. Его заключили компания Baltmed Shipping Co и профком плавсостава Балтийского морского пароходства. Это вызвало настоящий шок: в то время подобные переговоры велись на уровне заместителей начальников по экономике и быту, а не профкома. 

– Конечно, первое соглашение отличалось от нынешних, – вспоминает председатель Балтийской территориальной организации Российского профсоюза моряков Александр Бодня. – Однако чуть позже мы подготовили другой вариант колдоговора, в котором учли оплату дополнительных работ, начисление валюты во время стоянки судна в российском порту и многое другое. С этим документом моряки проработали около года. 

В начале 90-х БМП развалили, людям не платили зарплаты, и многие из них пришли в профсоюз. 

– Ситуация была тяжелая, – продолжает А. Бодня. – И тогда мы стали заключать с судоходными компаниями колдоговоры МФТ для судов под удобным флагом. Мы добились, чтобы матрос первого класса получал $480. Это был 1991 год, а уже через шесть месяцев – в 1992 году – прошло первое повышение зарплат. В России таких денег никто не получал. 

Особый статус

Коллективный договор МФТ был разработан не только для обеспечения хорошего дохода членов экипажей вне зависимости от национальности, но и для сдерживания судовладельцев. 

Поскольку большинство моряков, занятых на судах под удобными флагами, не являются членами профсоюзов, зачастую повлиять на то, что происходит на борту, невозможно. Практика показывает, что многие члены экипажей, преимущественно из стран третьего мира, нанятые на судно под удобным флагом и без колдоговора, получают шокирующе низкую заработную плату, живут в очень плохих условиях на борту и работают сверхурочно без должного отдыха. Порой они крайне редко получают увольнение на берег, не могут рассчитывать на адекватную медицинскую помощь и часто вынуждены пренебрегать техническим обслуживанием судов, а значит, и собственной безопасностью. В некоторых из самых худших случаев моряки оказываются заключенными, неспособными даже заработать себе на репатриацию, если компания требует платить за списание из личного кармана. 

Достаточно вспомнить бесчеловечное обращение с российскими моряками на судах SS Veles и SS Ross. Эта история началась в 2011 году, когда Г. Клоков и В. Бобров зарегистрировали на территории Британских Виргинских островов компанию Damelo Group, Inc. и приобрели право использовать судно SS Ross под удобным флагом Тувалу. Затем во Владивостоке они набрали экипаж. В рейсе у моряков изъяли документы, никому не позволяли покидать судно. Они жили в ужасных условиях: температура в каютах ночью поднималась до сорока градусов, людям не хватало еды и воды. О выплате зарплаты речи не шло – любое недовольство жестко пресекалось. Первым при невыясненных обстоятельствах на судне погиб механик К. Удилов. Еще один член экипажа, В. Краевой, скончался от полученной в рейсе травмы: ему отказали в получении медпомощи. Моряки трудились в таких условиях почти год – с июня 2011 по апрель 2012 года. На другом судне – SS Veles (флаг Тувалу) – россияне существовали в тех же рабских условиях, что и экипаж SS Ross. До сих пор виновные не понесли наказания.

Вот другой пример. В декабре 2019 года представители Дальневосточной региональной организации РПСМ побывали на борту Lily Breeze (ИМО 9149017, флаг Панамы), принадлежащем компании Allied Marine Services LLC из ОАЭ. 

– Базовая ставка матроса 1 класса на момент инспекции составляла всего $220: платить такую унизительную сумму работодателю из развитой страны, известной небоскребами, роскошными отелями, западными стандартами обслуживания, безопасностью и высоким уровнем жизни, позволил дешевый флаг, – рассказывает председатель ДВРО РПСМ Николай Суханов.

Для МФТ суда под удобными флагами имеют особый статус, отличный от судов под национальным флагом. Политика федерации устанавливает, что к ним должны применяться гораздо более высокие минимальные стандарты – только в этом случае МФТ признает условия труда моряков на судне под удобным флагом приемлемыми. 

Колдоговор широко и четко определяет права и обязанности как работника, так и работодателя, подробно описывает условия труда. К таким вопросам относятся – определение продолжительности и размер оплаты ежегодного дополнительного отпуска для работника с ненормированным рабочим днем, конкретные условия оплаты за сверхурочную работу, а также в выходные и нерабочие дни и многое другое. 

Кроме того, колдоговор имеет утвержденную МФТ шкалу заработной платы. Согласно стандартному соглашению, в настоящее время базовая ставка матроса 1 класса составляет $1 563, компенсация при потере трудоспособности – $156 816 для рядовых моряков. Что касается страховки, то в случае гибели работника предполагает выплату в размере $96 906, также предусматривает компенсацию каждому ребенку моряка в возрасте до 21 года, но максимум для четверых детей, на сумму в $19 382. 

Важно, что стандартное соглашение МФТ значительно превосходит по ставкам другие договоры и заключаются только в случае проведения бойкотов и акций протеста против судов под удобным флагом, работающих без соглашения МФТ. Таких договоров около 30 во всем мире. В основном для судов под удобными флагами подписываются соглашения об общей стоимости экипажа, под национальными – национальные колдоговоры. 

На каждое судно 

На сегодняшний день масштабы использования удобных флагов в мире достигли рекордного уровня. Так, Международная федерация транспортников выделяет 35 удобных флагов. Их несут больше половины всех судов мирового торгового флота. 

К слову, концу 2020 года Либерия стала наиболее быстрорастущим государством флага. Согласно данным Clarkson, на середину декабря Либерия обогнала все другие дешевые регистры, показав рост на 8,06% и 13,8 миллионов тонн с начала прошлого года. Но первенство среди ведущих десяти государств флага удерживает Панама – тоннаж флота под ее флагом составляет 235 миллионов тонн против 188 млн у Либерии. На конец октября 2020 года под флагом Панамы ходило 9 596 судов. Третье место занимают Маршалловы острова. И флот под удобными флагами продолжает расти. 

Очень часто моряки, работающие на судах, зарегистрированных в дешевых регистрах, не имеют прав и гарантий, зато – полно обязанностей. Единственное, что позволяет свести риски к минимуму, – наличие коллективного договора. Поэтому МФТ и ее членские профсоюзы видят своей главной целью заключение колдоговоров. В РПСМ уверены: на каждом судне должно быть справедливое соглашение – только с ним моряки могут спокойно уйти в рейс, зная, что в любой непредвиденной ситуации их интересы и интересы членов семьи будут учитываться в первую очередь. 

По материалам «Дешевые флаги – кампания ITF», фотолетопись «Время РПСМ»

Фото: seaman-sea.ru

«Морской профсоюзный вестник» №3/2021


↑ 

Наверх