26.07.2021

MAIB: перегретый груз стал причиной взрыва на Stolt Groenland

Британское Бюро по расследованию происшествий на море (MAIB) завершило расследование взрыва на борту принадлежащего компании Stolt Tankers B.V. танкера-химовоза Stolt Groenland. Согласно его результатам, нагретые грузовые танки соседних отсеков, вероятно, вызвали опасное повышение чувствительного к температуре груза – стирольного мономера, что и привело к инциденту.

Напомним, он произошел 28 сентября 2019 года во время стоянки судна в южнокорейском порту Ульсан. В тот момент на борту находились 25 членов экипажа, из которых десять – российские моряки, остальные – филиппинцы.

В отчете говорится, что самопроизвольная, неуправляемая реакция полимеризации молекул стирола с образованием полистирола вызвала экспоненциальный рост температуры и давления в танке 9S, что привело к взрыву, повредившему главную палубу и переборку с соседним пустым грузовым танком. Отмечается, что пары мономера воспламенились почти сразу, из-за чего два взрыва прогремели один за другим. Вследствие второго из них дежурившего у трапа Stolt Groenland матроса взрывной волной отбросило в воду между судном и причалом. Он смог самостоятельно выбраться на берег. Также серьезно пострадал моряк, находившийся на палубе соседнего судна Bow Dalian. Вдобавок травмы различной степени тяжести получили несколько береговых работников, членов пожарной команды и полиции.

Вскоре после взрывов капитан приказал покинуть судно, и все члены экипажа поднялись на борт спасательной шлюпки. Когда на главную палубу соседнего танкера-продуктовоза Bow Dalian попали капли горящего полистирола, его экипаж тоже сошел на берег. 

На тушение огня понадобилось более шести часов. В ответных мерах принимали участие более 700 человек личного состава пожарной части. 

В MAIB отмечают, что полимеры стирола и ингибитор, который должен был предотвратить полимеризацию, обнаружили на комбинезоне члена экипажа Bow Dalian. Это, а также наличие капель полистирола по всей площади, подтверждало, что взрыв произошел в результате неуправляемой реакции полимеризации. В лабораторном отчете говорится, что ингибитор присутствовал в достаточном количестве и указывал на неправильные методы хранения как на причину реакции.

Анализ записей температуры танков на Stolt Groenland показал, что температура в 9S, где находился стирол, стала повышаться через несколько дней после того, как начался нагрев груза в танках 8P, 9P, 10P, 11P и 7S. При этом ни один из этих танков не располагался непосредственно рядом с 9S. После того, как стирол достигает примерно 60-65 градусов по Цельсию, он становится уязвим для вступления в термическую реакцию неуправляемой полимеризации, поэтому по грузовым документам требовалось поддерживать температуру в резервуаре ниже 30 градусов по Цельсию, а незадолго до взрыва она поднялась выше 90 градусов.

– Тот факт, что команда Stolt Groenland не знала о повышенных температурах и полимеризации мономера стирола в 9S, указывает на то, что температура ненагреваемых грузов не контролировалась, –  заключило Британское Бюро по расследованию происшествий на море. – Если бы за ней строго следили и показатели не превышали максимума в 30 градусов по Цельсию, указанного в сертификате ингибитора, аварии можно было бы избежать.

По рекомендации MAIB компания Stolt Tankers B.V. провела кампанию на своем танкерном флоте, чтобы убедиться, что экипажи осведомлены об особых требованиях к обработке чувствительных к температуре грузов, включая новые требования к отчетности о температуре в танках.

В Российском профсоюзе моряков отмечают, что обнародование результатов расследований на судах играют важную роль в профилактики инцидентов – это помогает учесть ошибки и не повторять их. 

В РПСМ также добавляют, что на борту Stolt Groenland был коллективный договор, заключенный между Дальневосточной региональной организацией РПСМ и Stolt Tankers B.V. Со своей стороны работодатель выполнил все обязательства перед моряками, включая выплату компенсации за утерю имущества. Жалоб в профсоюз от членов экипажа  Stolt Groenland не поступало.

По материалам maritime-executive.com


↑ 

Наверх