21.07.2021

Новый закон Великобритании грозит тюрьмой морякам, спасшим людей на море

Недавно парламент страны во втором чтении поддержал проект закона «О гражданстве и границах», который вводит уголовную ответственность за содействие въезду или попытке въезда в страну людей, если есть основания полагать, что они собираются подавать заявление о предоставлении им убежища. Эксперты по правовым вопросам говорят, что формулировка составлена неудачно, а особенности морского транспорта и вовсе не были приняты во внимание. Так, в случае принятия закона морякам потенциально может грозить пожизненное заключение за выполнение своих обязательств по оказанию помощи терпящим бедствие судам с мигрантами, если спасенные ими люди впоследствии будут просить убежище в Великобритании.

Спорные моменты содержатся в двух разделах статьи 38. Оба вносят поправки в раздел 25 Закона об иммиграции 1971 года. Так, согласно действующему законодательству, содействие въезду или прибытию лица в Великобританию является противозаконным действием, если: лицо сознательно и ради выгоды содействует прибытию или попытке прибытия в Соединенное Королевство; знает или имеет разумные основания полагать, что человек, которому помогает, собирается просить убежища.

В новом же законе из этих пунктов исключены слова «и ради выгоды», а максимальное наказание за преступление увеличено с 14 лет лишения свободы до пожизненного заключения.

Очевидно, что, как минимум, имеется противоречие между этими новыми положениями и нормами международного права, согласно которым спасение людей, которым грозит опасность на море, является обязанностью судов. Это закреплено в статье 98 Конвенции ООН по морскому праву и в правиле V-33 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море. Все государства признают эти обязательства, и, кроме того, многие моряки считают оказание помощи людям, находящимся в опасности, своим моральным долгом.

Отметим, что трудные ситуации, связанные со спасением мигрантов, в которых могут оказаться суда, возникают достаточно часто. Один из последних резонансных инцидентов произошел в 2020 году с танкером-продуктовозом Maersk Etienne. Судно подобрало в море 27 жителей Северной Африки по просьбе поисково-спасательного центра Мальты, а потом больше месяца не могло получить разрешение высадить их на берег.

Исключение из закона слов «ради выгоды» было сделано для того, чтобы под его действие подпадали не только профессиональные контрабандисты, но и не признающие границ политические активисты, которые действуют не из корыстных побуждений, а из политических соображений, а также беженцы, помогающие другим беженцам. Однако согласно нынешней формулировке заодно в одну группу с вышеперечисленными теперь попадают и члены экипажей торговых, пассажирских, рыболовных и даже прогулочных судов.

Британское королевское национальное учреждение спасательных шлюпок (RNLI) забило тревогу, заявляя, что является благотворительной организацией, цель и задачи которой – спасение жизней, и что обязанность помогать всем, кто подвергается опасности на море, закреплена в Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (SOLAS).

В связи с этим Министерство внутренних дел прямо заявило в Твиттере, что закон не затрагивает Агентство морской безопасности и береговой охраны (МСА) и RNLI. Однако юристы указывают: в документе не говорится прямо, что он не распространяется на деятельность гуманитарных организаций.

Королевский адвокат и барристер Джордж Перец (George Peretz) был одним из первых, кто заметил противоречивость формулировок закона. «Если капитан видит переполненную лодку с людьми, мало похожими на англичан, которые терпят бедствие посреди Ла-Манша, не надо быть Шерлоком Холмсом, чтобы догадаться, что они – беженцы, которые пытаются добраться до Великобритании. Если вы спасаете их и высаживаете на берег в Саутгемптоне, получается, что вы способствовали их приезду в страну, то есть совершили преступление», – рассуждает он.

На практике, однако, в подобном случае суд вряд ли вынес бы обвинительный приговор, поскольку моряки в свою защиту могли бы сказать, что неоказание помощи судну, терпящему бедствие, является правонарушением. Также в подобных ситуациях можно использовать предусмотренную в общем праве ссылку на состояние необходимости. В широком смысле, если в экстренной ситуации человеку пришлось разбить окно, чтобы спасти кого-то из горящего дома, у него есть защита от обвинений в преступном нанесении ущерба. Аналогичные рассуждения можно привести и при спасении мигрантов на море.

Однако потенциальное наказание и сами ситуации, о которых идет речь, являются слишком серьезными, чтобы уповать на здравый смысл присяжных и прокуроров. Двояко трактуемые законы – это всегда риск. Перец заявляет: «Я хотел бы отметить, что законопроект действительно порождает неопределенность. Нежелательно, чтобы в своде законов содержался какой-то пункт, который можно трактовать как указание капитанам не спасать людей и не высаживать их на берег».

Международная палата судоходства и профсоюз Nautilus International решили направить совместное письмо Министру внутренних дел Великобритании Прити Патель и Министру транспорта Великобритании Гранту Шаппсу, в котором укажут на обязательства по спасению человеческих жизней на море, которые установлены в международном праве.

– Подобные разночтения очень опасны, – считают в Российском профсоюзе моряков. – Криминализация моряков – и без того крайне распространенное явление, и нельзя допускать даже мельчайшую возможность того, что члены экипажей подвергнутся риску пожизненного заключения за выполнение своего прямого долга – спасения жизни на море.

По материалам Lloyd’s List, фото – ITF Seafarers

Перевод ЦИА РПСМ


↑ 

Наверх