20.07.2021

Хаос в секторе морских перевозок может усилиться

Как считают специалисты, глобальная вакцинация моряков проводится слишком медленно, поэтому на борту не исключены вспышки Covid-19, которые потенциально могут привести к серьезным сбоям в морских перевозках и создать опасность для работников морского сектора.

Так, распространение инфекции среди членов экипажей торговых судов может создать дополнительные трудности для уже и без того перегруженных глобальных цепочек поставок, тем более что сейчас экономика США и стран ЕС начинает постепенно восстанавливаться и компании приступают к формированию запасов к Рождеству. Судоходная отрасль бьет тревогу, поскольку во всем мире наблюдается рост заболеваемости Covid-19, а в ряде портов по-прежнему действуют ограничения на въезд моряков из развивающихся стран, являющихся основными поставщикам рабочей силы для морской отрасли. Но вакцинировать всех моряков не могут.

«Это идеальный шторм, – говорит Эсбен Поулссон, председатель Международной палаты судоходства. – Новый всплеск заболеваемости, связанный с распространением штамма «дельта», несомненно, отбрасывает нас назад, и ситуация ухудшается. Спрос на морские грузоперевозки не снижается, смены экипажа по-прежнему происходят с задержками, а правительства продолжают прятать голову в песок».

Сейчас все признаки указывают на новое обострение кризиса в судоходстве – при том, что отрасль только недавно, казалось, начала приходить в себя после долгих месяцев ограничений в портах, которые не позволяли судоходным компаниям сменять экипажи и вынуждали сотни тысяч моряков оставаться в море после завершения сроков контрактов. Два недавних события, в результате которых была нарушена работа ключевых портов и судоходных маршрутов, заставили участников отрасли заговорить об обострении ситуации. Так, в мае один моряк умер и десятки работников больницы в Индонезии заразились штаммом «дельта» Covid-19, когда в индонезийском порту пришвартовался теплоход с инфицированным филиппинским экипажем. Примерно в то же время мировое судоходство было ввергнуто в хаос, так как один из самых загруженных портов Китая закрыли на несколько недель из-за того, что как минимум у одного докера подтвердился коронавирус во время очередной вспышки заболеваемости в Шэньчжэне.

Gard P&I, один из крупнейших морских страховщиков, заявил о резком росте количества исков, связанных с заражением Covid-19. По словам Алисы Амундсен, вице-президента компании, и в апреле, и в мае было зафиксировано более 100 случаев вспышек заболевания на борту судов и морских плавучих установок, включая буровые платформы. Согласно озвученным ею цифрам, во время пика пандемии в июле-августе 2020 года на застрахованных компанией Gard P&I теплоходах и морских объектах произошло почти 80 инцидентов заражения коронавирусом, в результате которых заболели около 160 человек.

«Это похоже на пылающий костер, который в любую минуту может снова превратиться в огненную бурю», – считает Рене Пийл Педерсен, управляющий директор сингапурского отделения AP Moller-Maersk A/S. По его мнению, даже несмотря на то, что с течением времени все больше людей будут вакцинированы, коронавирус останется с нами на долгие годы, и время от времени случаи массового заражения будут происходить как в портах, так и на борту судов. Поэтому он призывает правительства и отрасль выработать совместные меры защиты членов экипажей и докеров, которые играют ключевую роль в поддержании бесперебойных поставок грузов по всему миру.

Вакцинация моряков продвигается медленно

Несмотря на программы по вакцинации иностранных моряков, развернутые в США и ряде других государств, большинство из них могут привиться только у себя на родине, а больше половины работников судоходного сектора из 1,6 миллиона человек, являются гражданами развивающихся стран, таких как Индия, Филиппины и Индонезия, где вакцинация населения продвигается очень медленно.

Отсутствие международной координации в этой области подтверждает тот факт, что нет даже общих данных по количеству вакцинированных моряков во всем мире. Ни одна международная или отраслевая организация или подразделение какой-то компании не занимается сбором подобной информации по судам или портам.

Тем не менее по приблизительным оценкам Международной палаты судоходства, на сегодняшний день вакцинированы лишь 35 000–40 000 моряков, или всего 2,5% от их общего количества. При этом стоит отметить, что более 23 000 моряков получили прививки в США при содействии различных благотворительных организаций, а китайская судоходная компания Cosco Shipping Holdings заявила в прошлом месяце, что все члены экипажей их судов, которые находятся на берегу и не имеют противопоказаний, также прошли через иммунизацию.

Индия развернула несколько программ вакцинации морских специалистов, которые должны охватить более 200 000 человек. Однако господин Поулссон и ряд судовых менеджеров, в том числе Wilhelmsen Ship Management, считают, что этой инициативе нужен толчок. По данным Hindu Business Line, по состоянию на май только около 14% индийских моряков получили первую дозу вакцины, и приблизительно 1% прошли полную вакцинацию. Со второй прививкой у многих возникли сложности – препаратов в стране не хватает. При этом без обеих доз выйти в рейс специалисты не смогут.

Отправители покупают вакцины

На Филиппинах несколько компаний, в том числе Maersk, заявили о намерении приобрести вакцины для своих моряков. Несмотря на то, что труженикам флота обеспечен приоритетный доступ к вакцинации, препаратов в стране не хватает, а в ряде городов столичного региона они и вовсе закончились, поэтому процесс и приостановлен.

Однако даже если бы на берегу было достаточно вакцин, это не смогло бы полностью разрешить проблему. Ведь большое количество филиппинских моряков находятся сейчас в рейсе, многие из них вернутся домой не раньше следующего года, то есть сейчас у них нет возможности привиться.  Как рассказал Жерардо Борромео, вице-председатель Международной палаты судоходства, который ведет свою работу в Маниле, около 99% филиппинских моряков не получили даже первую дозу вакцины. Специалист считает, что для того, чтобы вакцинировать всех морских специалистов страны, потребуется около года.

Это плохая новость для судоходной отрасли, потому что численность филиппинцев, занятых в международных перевозках, составляет около 460 000 человек, или 25% мировой морской рабочей силы.

Бен Коулинг, руководитель отдела эпидемиологии и биостатистики Гонконгского университета, считает, что самым простым решением было бы организовать в каждом порту прививочный пункт и предлагать вакцинироваться всем прибывающим морякам. Пока такую практику помимо США внедрили всего в нескольких странах.

Если в ближайшее время не свести к минимуму риск массовых заболеваний членов экипажа коронавирусом, вполне вероятно, что в дальнейшем из-за вспышек Covid-19 станут закрываться порты, останавливаться суда, а рождественские покупки совершить будет сложнее и обойдутся они дороже. «У нас не останется свободных моряков, некем будет комплектовать экипажи, –говорит Марк О’Нил, руководитель компании Columbia Shipmanagement, в управлении которой находится 18 000 моряков. – Кто-то из членов экипажа заболеет, остальные сразу попадут на карантин, еще часть не будут привиты, а, значит, не смогут принять вахту, потому что из-за ограничений их просто не пустят в порт. Количество судов, которые можно будет эксплуатировать, сократится».

В Российском профессиональном союзе моряков отмечают: во избежание подобного нужно, чтобы приоритетное право членов экипажей на вакцинацию было признано во всем мире, а разные государства шли друг другу навстречу в этом вопросе и начинали программы, которые охватывали бы не только местных, но и зарубежных морских специалистов.

По материалам gcaptain.com

↑ 

Наверх