12.07.2021

Хороший пример заразителен

Профессиональные династии возникают в тех семьях, где родители с интересом занимаются своим делом.  Так считают психологи. При правильном подходе передача знаний следующим поколениям одной семьи формирует у молодежи больше желания находиться в профессии. История семьи Гапатик – наглядное тому подтверждение.

«Крещение» траулером

Степан Францевич Гапатик первым в семье выбрал морскую профессию. Сегодня, правда, специальность флотского радиста уже канула в Лету. Но в конце 50-х годов он, как и многие советские мальчишки, мечтал научиться управлять целой судовой радиостанцией. «Летом в старших классах я работал на спасательной станции, хорошо плавал, море любил, поэтому когда у родственников в Калининграде освободилась квартира, я, недолго думая, отправился поступать в Калининградское мореходное училище», – вспоминает Степан Францевич. 

На преддипломную практику он попал на средний рыболовный морозильный траулер. Сегодня Гапатик-старший с улыбкой вспоминает свой первый рейс в Северной Атлантике на 40-метровом суденышке и добавляет: это стало для него настоящим боевым крещением. «На таких судах просто нечеловеческие условия работы, – вновь становится он серьезным. – Представьте: минус 10-15 градусов с ветром, шторм 9 баллов. А ты идешь на этой «скорлупе» на волну, которая в три раза выше парохода. Цеха на небольших траулерах нет, работают на палубе в любую погоду. Качает так, что не передать словами. Многие просто лежали пластом».

Степану повезло больше: морская болезнь у него не проявилась, и после окончания мореходки он попал радиооператором на суда загранплавания «АтлантНИРО».

НИС имеют свою специфику, благодаря чему во время работы Степану Францевичу посчастливилось побывать в самых удивительных местах. «Это были длинные рейсы, большие экипажи, и мы везде сходили на берег, – продолжает Гапатик-старший. – Я выходил в Порт-Стенли, там мы крутили в клубе советские комедии, англичане с удовольствием смотрели наш «Полосатый рейс». А как красиво в море Уэдделла! Большое впечатление оставил и остров Южной Георгии, он сплошь покрыт льдами».

Пиночет, советский юг и «Буря в пустыне»

Отработав 3 года в Калининграде, Степан Гапатик заскучал по родной Архипо-Осиповке и теплому Черному морю. Дополнительным фактором стал не подходивший ему калининградский климат, и Гапатик решил вернуться домой. Решение, надо сказать, оказалось очень своевременным.  «Было такое научно-исследовательское судно «Эклиптика», работало оно в Чили, и меня на него должны были отправить аккурат в 1973 году, – продолжает Гапатик. – Но я уже принял решение возвращаться на юг, вместо меня поехал другой человек. И попал, можно сказать, в эпицентр военного переворота в Чили. Потом уже в газетах я читал, что по приказу генерала Пиночета наших моряков арестовали, держали в подвалах, боцману во время ареста сломали руки. После освобождения их встречали в Калининграде как героев».

Оставив приключения рейсов НИС позади, Степан Францевич трудоустроился в Новороссийское морское пароходство. Но и здесь работа сопровождалась здоровой долей авантюризма – сначала кубинские рейсы, потом перевозки в районе Персидского залива. «Девять с половиной месяцев я отработал на танкере «Махачкала» в тот период, когда в Персидском заливе шла операция «Буря в пустыне», – рассказывает Степан Гапатик. – Тогда это была зона боевых действий, нас каждый раз сопровождали эсминцы».

В тот длинный рейс у моряка умер отец, но приехать на похороны он не смог. Вернулся, попросился перевести его с танкеров на виновозы, с короткими рейсами и постоянными заходами в Новороссийск. «Мы ходили на Кипр, в Алжир, Испанию, Францию, рейсы были в среднем две недели, потом два-три дня стояли в Новороссийске, можно было встретиться с семьей, – объясняет Степан Францевич. – На этих «домашних» пароходах я проработал почти 10 лет».

Семья

Моряку тяжело без семьи. Но еще труднее его жене, на которую полностью ложатся все домашние хлопоты. «Конечно, я очень скучал, особенно когда появились дети, звонил, писал письма домой, – говорит Гапатик-старший. – Но ты уходишь в море – и там нет никаких домашних проблем, все они остаются женщине, в том числе и воспитание детей. Без семьи морякам тоскливо, но их женам, думаю, сложнее. Когда в 2005 году я сошел на берег и погрузился в домашний быт, то, честно говоря, был удивлен, сколько забот оставалось моим близким».

Семья встречалась в Новороссийске, когда появлялась возможность. Так маленький Женя, сын Степана Францевича, впервые попал на пароход, и флотская атмосфера оказала на него свое влияние. «Отец в то время был начальником радиостанции, я видел все электронные приборы, поднимался на мостик, это завораживало, – рассказал Евгений. – Других серьезных интересов у меня не было, учился я хорошо, поэтому после окончания школы решил поступать в Академию».


Другая реальность

Знакомство Евгения с профессией, в отличие от Степана Францевича, проходило в спокойное время. Он уверенно прошел практики на судах загранплавания Новороссийского морского пароходства – без атлантической качки, южных полярных льдов и военных переворотов. «Тогда море ассоциировалось у меня с романтикой, посещением разных стран, и надо отметить, что именно так и было в самом начале карьеры, – вспоминает он. – Например, во время первой практики мы 12 суток стояли в Египте. Серьезных обязанностей у практикантов не было, и мы ездили смотреть на пирамиды».   

Сход в Египте и осмотр «чуда света» в курсантские годы до сих пор остается одним из немногих «береговых» впечатлений Евгения во время рейсов. Еще запомнились хорватская Риека с доброжелательными жителями и колоритный Сингапур с его многонациональной кухней. Сегодня в отличие от отца он практически не спускается с судна: просто не успевает. 

– В должности старпома сход на берег – скорее, исключение, – говорит Евгений. – Это возможно, только если идет очень долгая погрузка и у тебя в подчинении опытные коллеги, которые могут проконтролировать процесс. За несколько лет работы старпомом я выходил только один раз, когда мы стояли на якоре несколько дней.

Командный дух

В 70-е годы на дружественной Кубе Степан Гапатик с коллегами не просто сходили на берег, но и несколько раз участвовали в соревнованиях по волейболу. «Я тогда входил в экипаж теплохода «Гавана», был такой танкер типа «София», мы по полгода работали на Кубе, которая воспринималась нами как второй дом, – рассказывает Гапатик-старший. – Наш капитан Евгений Трофимович Титов был заядлым волейболистом, по его инициативе мы организовали на судне команду и во время стоянок на Кубе регулярно проводили соревнования с местными командами».

Как вспоминает Степан Францевич, в те годы досуг моряков был организован на высшем уровне. «На пароходах оборудовали спортзалы, волейбольные площадки, теннисные столы, бассейны, – продолжает он. – Каждый чем-то занимался, не сидел в каюте один. Во время стоянок в портах мы вместе ездили на экскурсии. Даже отпуск нередко проводили вместе – например, в Сухой Щели на спортивных сборах, когда готовились к соревнованиям с командами других предприятий города».      

Жизнь по-английски

Евгений Гапатик начинал свою карьеру в российских экипажах. 8 лет он отработал на одном-единственном судне – танкере Elbrus Новороссийского морского пароходства. Дружные экипажи «Новошипа» до сих пор вспоминает с ностальгией: говорит, с бывшими коллегами все еще поддерживает хорошие отношения.

С 2016 года Евгений перешел на работу в компанию Tsakos и с тех пор работает в «миксах» – в основном, с греками и филиппинцами. «В мой первый рейс в Tsakos я был единственным русскоговорящим в экипаже, – вспоминает Евгений. – Первые три недели ощущался огромный дискомфорт – не из-за языка, потому что английский я и тогда знал хорошо, но с психологической точки зрения. В смешанных экипажах не дружат, там просто поддерживают рабочие отношения.  Это касается даже соотечественников в одной команде на судне иностранной компании».

Зато такая мультинациональная работа дала ему отличные навыки коммуникации и организации. «И, конечно, знание английского вышло на другой уровень, теперь с удовольствием передаю его сыну», – говорит Евгений.

Молодежь

В 2019 году Степан Францевич побывал на Дне открытых дверей в ГМУ им. адм. Ф. Ф. Ушакова со своим старшим внуком, племянником Евгения. «Через год будет поступать, так что он первый претендент на продолжение семейной династии», – смеется Гапатик-старший.

Евгений пока менее категоричен в желании передавать профессиональные знания своим сыновьям. «Они пока маленькие, возможно, через 10 лет появятся какие-то более интересные сферы деятельности, я не хочу ставить их в рамки, – рассуждает он. – Но я уверен, что овладел действительно хорошей профессией. Она дала мне большие возможности, колоссальный опыт и личностный рост. Поэтому если мои сыновья захотят в дальнейшем работать в море, я буду всячески поддерживать их в этом решении».

В свою очередь Степан Францевич убежден: на береговой работе он просто не нашел бы себя. «В моей жизни все сложилось именно так, как я хотел, – говорит он. – В юности я поставил себе цель и ее достиг, отработал на флоте 33 года, это примерно 15-16 лет непосредственно в море».

За 30 лет добросовестной работы на судах Новороссийского морского пароходства Степан Францевич получил несколько благодарностей и почетных званий. Символично, что перед самым выходом на пенсию он попал в последний экипаж танкера «Академик Пустовойт». «В 2005 году мы пришли в Бангладеш и сдали его на металлолом, – вспоминает Степан Гапатик. – В тот же год я сошел на берег. После этого еще несколько лет тянуло в море».

Он не перестает удивляться, как изменилась отрасль за минувшие 20 лет.  «Флот очень модернизировался, сам характер работы стал другим, – уверен патриарх семьи Гапатик. – Я застал еще суда типа «Казбек» с клепаными корпусами, груз тогда мерили рулеткой в танках, радиосвязь осуществлялась морзянкой. Сейчас многое из этого стало историей. Зато появились ЦПУ, ПУГО, компьютеры, четко налажена спутниковая связь. На мой взгляд, работать на флоте теперь легче. Но хотелось бы, чтобы вслед за устаревшими технологиями не исчезло понимание важности морского братства, взаимовыручки и поддержки». 

На первой фотографии – Степан Гапатик

На второй фотографии – Евгений Гапатик

↑ 

Наверх