06.07.2021

Вышел третий в этом году номер МПВ

Вышел в свет очередной, третий в этом году номер журнала Федерации профсоюзов работников морского транспорта (ФПРМТ) «Морской профсоюзный вестник». В нем рассказывается, почему повышение заработной платы – самое трудное в работе территориальной профсоюзной организации «Мурманский траловый флот», и как Российский профсоюз докеров противостоит откровенной дискриминации и давлению со стороны работодателя.

– Работодателям очень не нравится, что мы поднимаем тему заемного труда, – объясняет председатель РПД Максим Колядинцев. – Например, во многих стивидорных компаниях людей заставляют зачищать вагоны из-под угля при классе вредности 2, то есть как будто они сидят в уютном офисе за компьютером, а не дышат пылью. Низкий класс позволяет компании выплачивать работнику меньшую зарплату, лишать предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях и делать соответствующие мизерные отчисления в Федеральную налоговую службу и Фонд социального страхования. Есть организации, где на охрану труда смотрят сквозь пальцы, на людей – как на ресурсы: поменять человека все равно, что купить новую метлу взамен старой. Когда РПД указывает на это, как закономерность, начинается давление.

Поэтому он намерен наладить в рамках социального партнерства с руководством стивидорных компаний на местах и решить накопившиеся за последние несколько лет проблемы.

Чем отличается Федеральное отраслевое соглашение по морскому транспорту, подписанное между работодателями и профсоюзами на 2021-2024 годы и устанавливающее минимальные стандарты условий труда для моряков, работающих на судах под российским флагом, на страницах МПВ рассказывает первый заместитель председателя Российского профсоюза моряков Игорь Ковальчук. Так, принятый документ дополнен, по сравнению с редакцией, действовавшей в течение последних трех лет. В частности, в отраслевом соглашении полностью отражены новые требования Конвенции о труде в морском судоходстве, вступившие в силу 26 декабря 2020 года. Поправки гарантируют сохранение действия трудовых договоров попавших в плен моряков, даже если в этот период истек срок их действия. Это означает, что заработная плата и другие выплаты, причитающиеся по контракту, будут осуществляться в течение всего периода нахождения в пиратском плену – вплоть до освобождения и репатриации. Важно, что моряки должны быть репатриированы после освобождения за счет работодателя, независимо от того, сколько времени прошло с момента захвата. 

– Отраслевое соглашение устанавливает лишь минимальные стандарты условий труда для членов экипажей, работающих на судах под российским флагом, – отмечает И. Ковальчук. – Судовладельцы могут опираться на них при отсутствии коллективного договора, однако в то же время предложить своим работникам гораздо более привлекательные условия занятости. 

Колдоговор сводит риски к минимуму – почему и как  это происходит,  говорится в одноименном материале. Вот уже 50 лет этот документ защищает права моряков по всему миру. За это время он претерпел некоторые изменения, но не потерял своей актуальности, ведь на флоте под удобным флагом до сих пор есть место нарушениям и несправедливости. Первые соглашения для судов, зарегистрированных в дешевых регистрах, появились еще в 1952 году, но именно в 1971 году была одобрена идея единого или унифицированного коллективного договора МФТ. Именно этот документ установил комплекс норм, с которым соотносятся все другие приемлемые МФТ договоры – соглашения об общей стоимости экипажа и национальные соглашения. Спустя полвека с некоторыми правками стандартный колдоговор МФТ остается в силе и сегодня.

Подробнее о коллективном договоре, а также другие материалы можно прочитать в электронной версии журнала здесь.

↑ 

Наверх