02.07.2021

Дискриминация и социальный демпинг – классические признаки системы удобного флага

Дальневосточная региональная организация Российского профсоюза моряков обнаружила грубые нарушения условий труда членов экипажа судна под удобным флагом. Речь идет о теплоходе Sentosa (флаг Панамы, ИМО 9537056), который зашел в Находку для погрузки железной руды назначением на Китай.

– В экипаже работает 21 моряк: 4 корейцев, 7 китайцев, 4 бирманца и 5 индонезийцев, – рассказал председатель ДВРО РПСМ Николай Суханов. – Базовая ставка индонезийского матроса 1 класса $445, бирманского – $520, китайского – $595. Как видно, занимая одну и ту же должность, члены экипажа разных национальностей зарабатывают неодинаково: дискриминация и социальный демпинг – классические признаки системы удобного флага. Понятно, что коллективного договора Международной федерации транспортников на судне нет.

В противном случае моряки не только бы справедливо получали за труд, но и имели приличную страховку в случае травмирования или смерти. На текущий момент члены экипажа Sentosa, к сожалению, даже не знают, на какую сумму застрахованы. 

К документам, предписанным к наличию на судне Конвенцией о труде в морском судоходстве, претензий нет. Как отметил Николай Суханов, фактический судовладелец и одновременно оператор – Glory Ship Management PTE LTD из Сингапура, выплачивающий заработную плату экипажу, подписал Декларацию часть II КТМС, согласно которой моряки имеют гарантии от страховщика по выплате денег за четыре месяца и организации репатриации в случае, если работодатель не сможет этого сделать. 

– Побеседовав с интернациональным экипажем, мы постарались объяснить, что владелец целенаправленно поднял удобный флаг на своем судне, – продолжил Н. Суханов. – Это дает возможность грубо нарушать права моряков: используя дешевый флаг, компания Glory Ship Management PTE LTD установила выплаты по национальному признаку, полагая, что индонезийцу можно начислять меньше, чем китайскому работнику. На наш взгляд, на флоте такое недопустимо, и именно с этим борется МФТ. Кроме того, сингапурский судовладелец не выполняет рекомендаций Международной организации труда по минимальной базовой ставке матроса 1 класса. С января 2021 года она составляет $641, но у ребят с Sentosa – гораздо меньше. 

Председатель ДВРО РПСМ убежден, что дешевые регистры не обеспечивают соблюдение минимальных социальных норм. И для того, чтобы положение моряков улучшилось, на судне под удобным флагом обязательно должен быть коллективный договор. В нем прозрачно и доступно прописаны права и обязанности сторон, а также на корню пресечена любая дискриминация в отношении моряков. 

Члены экипажа, поняв, что их права грубо нарушаются, провели акцию протеста против системы удобного флага на корме Sentosa и попросили представителей Российского профсоюза моряков направить в компанию Glory Ship Management PTE LTD нотис с требованием подписать коллективный договор МФТ. 

Остается добавить, что в свободное от вахт время ДВРО РПСМ пригласила экипаж в Международный морской клуб, а также ее техинспекторы труда ответили на вопросы моряков, касающиеся мер безопасности в Находке, принятых на период пандемии. 


↑ 

Наверх