15.06.2021

Инициатива МВД РФ – угроза потери рабочих мест для россиян

Сохранить разрешительный порядок привлечения иностранцев на российский рынок труда – с таким призывом Федерация профсоюзов работников морского транспорта (ФПРМТ) обратилась к Министерству внутренних дел РФ и Секретариату Российской трехсторонней комиссии. 

Дело в том, что МВД РФ разработало и представило на обсуждение рабочей группы по развитию рынка труда и содействию занятости населения Российской трехсторонней комиссии проект ФЗ «Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства». Документом предлагается основательно поменять процедуры приглашения, въезда, пребывания и принудительной высылки иностранцев. В частности, подразумевается отказ от процедуры выдачи разрешений на работу и ежегодного установления квот для трудовых мигрантов.  

По мнению председателя ФПРМТ Юрия Сухорукова, инициатива МВД РФ едва ли позволит в достаточной мере и эффективно регулировать приток иностранной рабочей силы на российский рынок труда.

– Она – не что иное, как законодательный демонтаж существующего с 2002 года ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», который устанавливает разрешительный порядок привлечения иностранцев на работу в России, включая наем на морские суда под флагом РФ, – убежден Юрий Сухоруков. – Сохранение действующего механизма является принципиально важным как для защиты национального рынка труда, в том числе морского, так и для профилактики правонарушений в этой сфере.

Новый механизм

Действительно, раздел V законопроекта МВД РФ – «Правовое регулирование внешней трудовой миграции» – не содержит процедур выдачи разрешений на работу и привлечения иностранцев на работу в России в форме ежегодного установления квот. 

Вместо этого ведомство предлагает новый правовой механизм – введение двух электронных реестров: одного для – работодателей, другого – для трудовых мигрантов. Другими словами, иностранные граждане, приезжающие в Россию на заработки, должны будут регистрироваться в специальной базе, аналогичное требование придется выполнять и работодателям, трудоустраивающим мигрантов. 

Так, работодатель должен подать заявление и указать в нем информацию о наличии вакантных мест и должностей для привлечения иностранцев на работу в составе экипажей российских морских судов. Далее в течение 15 рабочих дней со дня приема заявления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда и занятости, проводится проверка. На ее основании и принимается решение о включении или отказе в нем в электронный реестр работодателей, привлекающих иностранных граждан к работе.

– С принятием законопроекта исчезнут правовые механизмы участия профсоюзов в регулировании национального рынка труда и защиты прав россиян на занятость, предусмотренные ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации», ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», ФЗ «О свободном порте Владивосток» и другими, – объясняет главный правовой эксперт Российского профсоюза моряков Валерий Нефедов.

– На наш взгляд, это упразднение особенного порядка выдачи разрешений на привлечение иностранных граждан, в том числе для работы в составе экипажей российских морских судов, – говорит Юрий Сухоруков. – Поэтому с предложенным МВД РФ подходом согласиться нельзя. 

Порядок есть

Тем более что разрешительный порядок привлечения иностранных граждан на работу в России уже существует. С 2002 года он закреплен в ФЗ «О правовом положении иностранных граждан». Документом предусмотрена процедура обращения работодателя за разрешением на прием на работу граждан других государств в местное подразделение МВД РФ, ведомство в свою очередь связывается с территориальным органом по труду и занятости населения для получения актуальной информации о вакантных местах и должностях. 

Когда принимался проект этого закона, Российский профсоюз моряков добился не просто разрешительного порядка для найма иностранцев на морские суда под флагом РФ, а специально установленной процедуры. 

– В отличие от общего порядка, специальный разрешительный порядок найма иностранных моряков подразумевает обращение судовладельца в Главное управление по вопросам миграции МВД России за соответствующим разрешением для найма иностранной рабочей силы, которое в свою очередь направляет запрос в Росморречфлот на получение заключения, а Агентство – в общероссийское профессиональное объединение работников, – поясняет процедуру В. Нефедов.

Что касается моряков, то ответ РПСМ всегда основывается на данных о ситуации с вакантными рабочими местами в регионах, о чем запрашиваются территориальные организации профсоюза по стране, от их данных зависит – получит судовладелец разрешение на наем иностранной рабочей силы или нет.

– Этот правовой механизм вытекает из требования Конвенции о труде в морском судоходстве проводить национальную политику по расширению возможностей для трудоустройства моряков, в том числе позволяет отслеживать ситуацию с занятостью российских моряков на национальном морском рынке труда, – указывает в пользу действующего закона глава ФПРМТ. – Кроме того, существующий порядок обусловлен ограниченными возможностями отечественных судовладельцев, которые могут обеспечить рабочими местами только около 50% российских моряков.

Доработать нельзя принять

Тем не менее Юрий Сухоруков считает: с учетом представленной МВД РФ правовой конструкции и планируемого введения электронных реестров, максимально сохранить сложившийся разрешительный порядок привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства можно. 

Так, особенности действующего механизма можно закрепить в ст. 91 законопроекта, где устанавливаются требования для включения компаний и заказчиков услуг в электронный реестр работодателей. Для этого к предусмотренным разработчиком условиям необходимо добавить запрос федерального органа исполнительной власти по контролю и надзору в сфере труда и занятости в ведомство в сфере морского и внутреннего водного транспорта о состоянии национального морского рынка труда. Ответ на него должен быть выдан с учетом мнения профсоюза. И только по итогам рассмотрения полученной информации может приниматься решение о включении судовладельца в электронный реестр, то есть без ущерба для занятости россиян. 

– Не менее важно продумать нормативные положения об основании отказа во включении в реестр, которые можно закрепить в ст. 92 законопроекта, – добавил В. Нефедов. – Кроме того, ст. 101 документа, где определяются полномочия Правительства РФ в сфере регулирования внешней трудовой миграции, которые предусматривают ограничение или вообще запрет на прием иностранцев на работу в РФ, мы предлагаем в качестве основания принятия таких мер дополнить положением с указанием на неблагополучную ситуацию с занятостью трудоспособных россиян как в целом по стране, так и по конкретным видам экономической деятельности или отдельным профессиональным группам работников.

Для реализации своих предложений ФПРМТ предлагает разработать проекты подзаконных актов о форме, порядке подачи заявления о включении работодателя в электронный реестр и полномочиях Правительства РФ в регулировании внешней трудовой миграции. По мнению ФПРМТ, пакетное предложение позволит получить более полное и всестороннее представление о предлагаемом новом механизме привлечения иностранцев на работу в РФ и защите национального рынка труда. 

Угроза потери рабочих мест 

Однако в ходе рабочей группы по развитию рынка труда и содействию занятости населения Российской трехсторонней комиссии представители МВД РФ не согласились с предложением ФПРМТ о пакетном представлении подзаконных актов, вытекающих из положений статей 91 и 101 законопроекта, для повторного рассмотрения доработанного документа. Поэтому Федерация профсоюзов работников морского транспорта намерена продолжать настаивать на обозначенных замечаниях и предложениях.

– В противном случае освобождение работодателей от необходимости получения разрешений на привлечение и использование иностранных работников станет прямой угрозой потери рабочих мест для граждан РФ в целом и российских моряков в частности, – констатирует председатель ФПРМТ Юрий Сухоруков. – Это не может не вызывать озабоченности ФПРМТ и ее членской организации – Российского профсоюза моряков. 


↑ 

Наверх