03.06.2021

Для судов зарубежной постройки готовят новые запреты

Минпромторг РФ подготовил проект постановления с перечнем видов деятельности, которые могут осуществляться исключительно судами российской постройки. В случае принятия под запрет для созданных за границей судов попадут морские перевозки нефти, газа (в том числе и сжиженного), газового конденсата и угля, добытых в России и погруженных на суда в акватории Севморпути, до первого пункта выгрузки или перегрузки. Основная цель нововведений – в развитии импортозамещения в судостроении и обеспечении заказами российских верфей.

Также в перечень видов деятельности, которые смогут осуществляться только судами российской постройки, входят каботаж, гидротехнические, подводно-технические и другие подобные работы во внутренних морских водах или территориальном море, санитарный, карантинный и другие виды контроля, ледокольная и лоцманская проводки. Под ограничение попадет и хранение угля и углеводородов на судне в акватории Севморпути.

Проект можно считать развитием принятых в конце 2017 года поправок к Кодексу торгового мореплавания (КТМ), по которым каботаж и перевозки нефти, газа и угля на Севморпути должны обязательно осуществляться судами под флагом РФ. Отметим, что против обязательства строить суда в России ранее активно выступал НОВАТЭК – основной грузоотправитель на Севморпути. Компания получила исключения по использованию теплоходов под иностранным флагом, а также сможет построить шесть газовозов для своих СПГ-проектов за рубежом.

Согласно поправкам к КТМ, требования по использованию судов российской постройки (то есть соответствующих параметрам 719-го постановления по локализации) не распространяются на уже сданные или заказанные суда. Кроме того, правительство может разрешить использовать иностранные теплоходы, если в РФ отсутствуют условия или возможность осуществления технологических операций для их строительства или если их строительство «невозможно обеспечить».

Отмечается, что Минтранс поддерживает проект. В настоящее время ведутся консультации с Минпромторгом, производителями судового оборудования, представителями верфей и судовладельцами, чтобы определить баланс между потребностями судовладельцев и возможностями производителей судового оборудования и судостроительных предприятий, для поэтапного и плавного перехода к большей локализации строительства судов в РФ.

Как отметил «Коммерсант» со ссылкой на источники в судоходной отрасли, многие представители индустрии уверены, что крупные заказчики смогут обосновать исключения из этих правил для себя. При этом для большого числа компаний постановление в случае принятия может создать немало проблем. В частности, как отметил глава консультационного центра «Гекон» Михаил Григорьев, цена строительства судов в РФ гораздо выше, чем за рубежом.

Валерий Нефедов, главный эксперт по правовым вопросам Российского профсоюза моряков, считает, что в целом, этот проект – неплохая идея, благодаря которой исключительное право морской перевозки углеводородов по СМП получат не просто суда под российским флагом, но те из них, которые построены на территории РФ. «Тем не менее, на мой взгляд, это решает не столько проблему защиты национального морского рынка труда, сколько обеспечение заказами российского судостроения. То есть гарантирует занятость работникам судостроительной промышленности РФ. Для моряков же он подобной роли не играет, – подчеркнул он. – Поскольку законодательство, регламентирующее порядок привлечения иностранных граждан на российский рынок труда, в том числе и для их труда в составе экипажей российских морских судов, имеет достаточно много изъятий, освобождая судовладельцев от необходимости получать разрешения на привлечение иностранцев для их работы в РФ».

Это действительно актуальная проблема, которая ставит под угрозу занятость наших моряков. Так, хотя российское законодательство предусматривает особый порядок выдачи разрешений на привлечение иностранных моряков к работе на судах под флагом РФ – они должны выдаваться центральным аппаратом МВД, а не его территориальными органами, и только после получения заключения от Россморречфлота о том, что наем иностранца не принесет ущерба занятости российских моряков, причем при выдаче организация учитывает мнение профсоюза – в некоторых уже принятых и разрабатываемых законах это требование игнорируется. Речь идет, в частности, о ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ» и «О свободном порте Владивосток», которыми предусматривается освобождение работодателей-резидентов, включая судовладельцев, и еще не принятых правовых нормах, таких, в частности, как «О свободных портах в РФ».

Кроме того, в 2016 году был отменен прежний порядок оформления и выдачи Росморречфлотом заключений, позволяющих работать иностранцам, а новый так и не был принят. Это ставит под угрозу само функционирование системы разрешительного порядка, в которой без этого заключения получение разрешения на работу иностранного моряка на борту просто невозможно. Это может стать лазейкой для работодателей, которые воспользуются законодательным недочетом, чтобы нанимать иностранцев в обход закона.

Профсоюз не раз высказывался об этих проблемах. В частности, в ноябре прошлого года от лица Федерации профсоюзов работников морского транспорта (ФПРМТ) председатель Юрий Сухоруков в своем выступлении на рабочей группе Российской трехсторонней комиссии (РТК) по развитию рынка труда и содействию занятости населения подчеркнул необходимость разобраться с этими вопросами и отменить случаи освобождения судовладельцев от необходимости получения разрешений для привлечения иностранцев к работе на российских судах. Его позиция нашла поддержку у членов РТК, а выписка из протокола заседания была направлена в Минтранс РФ с предложением организовать и провести межведомственное совещание с привлечением к нему Минтруда, Минвостокразвития, а также Российской палаты судоходства, на котором рассмотреть предложение Федерации о корректировке действующего законодательства, освобождающего российских судовладельцев от получения разрешений.

Минтранс до настоящего времени это решение РТК не выполнил.

Отметим, что в настоящее время российские судовладельцы даже при условии найма исключительно российских моряков способны обеспечить работой только около 50% специалистов. В таких условиях дополнительная конкуренция с иностранцами недопустима.

По материалам порталов «Коммерсант» и «Морские вести России»

↑ 

Наверх