28.05.2021

Кризис смены экипажей далек от завершения

Несмотря на согласованные усилия международных отраслевых организаций и компаний, кризис смены экипажа до сих пор не удалось разрешить: многие члены экипажей по-прежнему не могут покинуть суда, а появление новых штаммов Covid-19 грозит ухудшением ситуации. 

В настоящее время доступ к информации о реальном количестве моряков, затронутых кризисом смены, ограничен, поэтому 10 крупнейших судовых менеджеров начали собирать данные в рамках новой инициативы – Neptune Declaration Crew Change Indicator. Этот индикатор отражает достоверные сведения о последствиях кризиса смены экипажа и с течением времени позволит следить за развитием событий. Его цель – повернуть ситуацию вспять. 

Индикатор смены экипажа рассчитывается на основе агрегированных данных от участников Global Maritime Forum: Anglo-Eastern, Bernhard Schulte, Columbia Shipmanagement, Fleet Management (FLEET), OSM, Synergy Marine, Thome, V.Group, Wallem и Wilhelmsen Ship Management, на борту которых в настоящее время находится около 90 тысячи моряков. 

Первые полученные цифры показывают, что к середине апреля 2021 года 5,8% работников флота находились на борту судов после истечения срока трудовых договоров, а 0,4% – более 11 месяцев. К слову, Конвенция о труде в морском судоходстве определяет максимальный непрерывный срок службы моряка на борту судна без отпуска в 11 месяцев.

– Несмотря на то, что значение первого индикатора кажется небольшим, из этого не следует, что кризис смены экипажа закончился, – поясняет Раджеш Унни, генеральный директор Synergy Group. –  Напротив, мы видим тревожные признаки быстрого распространения новых штаммов Covid, что для судоходства – серьезный повод для беспокойства.

Его слова подтвердил Бьорн Хойгаард, генеральный директор Anglo-Eastern Univan Group:

– Кризис смены экипажей далек от завершения. Мы ожидаем, что 2021 год станет хуже, чем прошлый, поскольку новый всплеск случаев заболевания коронавирусом во многих странах, которые являются ведущими поставщиками моряков, сделал ротацию работников практически неосуществимой из-за заново введенных ограничений. Текущие незначительные цифры, о которых сообщают ведущие судовые менеджеры, не отражают фактическую ситуацию и наметившуюся тенденцию в сторону ухудшения на ближайшие несколько месяцев. 

Тем не менее его коллега Кишор Райванши, управляющий директор Fleet Management (FLEET), считает инициативу Neptune Declaration Crew Change Indicator перспективной: 

– Это шаг вперед к урегулированию нарастающего кризиса смены экипажа и устранению проблемы ухудшения психологического состояния моряков. В будущем индикатор позволит нам мобилизовать коллективные знания и данные, чтобы эффективно реагировать на ситуацию. 

С ним солидарен Саймон Франк, директор по персоналу в Thome Group: «Уже второй год моряки преодолевают серьезные трудности и рискуют здоровьем, чтобы добраться до места посадки на судно или, наоборот, вернуться домой, а теперь мы наблюдаем, как новая волна коронавируса грозит еще больше усложнить ситуацию. Мы обязаны проявить заботу об экипажах и облегчить процедуру смены. Neptune является отличным инструментом для реализации этой задачи. 

Об идее Neptune Declaration Crew Change Indicator известно немного: так, отчет в рамках инициативы будет публиковаться раз в месяц. Как становится понятно, индикатор представляет собой выраженную в процентах средневзвешенную величину, отражающую количество моряков, которые оставались на борту судов после истечения срока своих трудовых договоров, а также средневзвешенную величину в процентах тех, кто в рейсе более 11 месяцев. 

Кроме того, эта идея последовала за принятием в январе 2021 года Декларации Нептуна о благополучии моряков и смене экипажа (Neptune Declaration on Seafarer Wellbeing and Crew Change). За это время документ подписали более 800 компаний и организаций. В ней определены четыре основных направления по содействию ротации экипажей и поддержанию функционирования глобальной цепочки поставок: признать моряков ключевыми работниками, предоставив им приоритетный доступ к вакцинам против Covid-19; разработать и внедрить протоколы золотого стандарта здоровья на основе существующей передовой практики; расширить сотрудничество между операторами судов и фрахтователями для облегчения кризиса смены; обеспечить воздушное сообщение между ключевыми морскими узлами для моряков. Декларацию Нептуна разработала целевая группа заинтересованных сторон, включая AM Nomikos, Cargill, Dorian LPG, GasLog, Global Maritime Forum, Международную палату судоходства, Международный совет морских работодателей, Международную федерацию транспортников (ITF), ONE , Philippine Transmarine Carriers, Sustainable Shipping Initiative,  Synergy Group, V. Group и Всемирный экономический форум.

– Повторное закрытие границ напрямую ведет к принудительному труду для членов экипажей по всему миру, – считают в Российском профсоюзе моряков. – Кроме того, что это унижает человеческое достоинство, подобная ситуация повлечет за собой серьезные риски как для безопасности на флоте, так и для всей цепочки поставки грузов. Признать моряков ключевыми работниками нужно до того, как кризис усугубится.

По материалам globalmaritimeforum.org

Перевод ЦИА РПСМ


↑ 

Наверх