12.05.2021

Правительства не выполняют свои обязательства перед моряками

Представители судовладельцев и моряков обратились к Организации Объединенных Наций с просьбой создать межведомственную целевую группу для изучения выполнения и практического применения положений Конвенции о труде в морском судоходстве (MLC, 2006) во время пандемии, включая ее влияние на основные права моряков и судоходную отрасль.

В то время как власти пытаются погасить новые вспышки болезни, например, в Индии, около 200 тыс. моряков по-прежнему находятся на гребне кризиса смен, их количество неустанно растет. Некоторые правительства отреагировали достойно, признав моряков ключевыми работниками и облегчив их перемещения, однако другие своим бездействием создают ситуации, когда экипажи судов не могут вернуться домой, что равносильно принудительному труду. И здесь необходимы срочные действия.

Призыв к ООН провести исследование был облечен в форму резолюции, принятой на 4-й онлайн-сессии Специального трехстороннего комитета МОТ по Конвенции о труде в морском судоходстве (19-23 апреля 2021 г.), где Международная федерация транспортников (ITF), судовладельцы и правительства встретились для обсуждения Конвенции.

«Конвенция о труде в морском судоходстве – это международное соглашение, разработанное для защиты моряков и содействия обеспечению достойного труда», – сказал Марк Дикинсон, официальный представитель группы моряков в ILO, Заместитель председателя Секции моряков ITF.– «Пандемия безжалостно разоблачила управление и структуру отрасли. Вопреки требованиям Конвенции ООН по морскому праву, отрасль фрагментирована, и это во многом способствовало хаосу».

Напомним, Конвенция ООН по морскому праву 1982 года (UNCLOS) содержит всеобъемлющий правовой режим мировых океанов и морей, устанавливающий правила, регулирующие всю деятельность в океанах и использование их ресурсов. Положения статьи 94 UNCLOS включены в Конвенцию MLC и устанавливают обязанности и обязательства государства флага в отношении условий труда, комплектования экипажей и социальных вопросов на борту судов под его флагом.

«Основные государства флага – это мыльные пузыри – нулевая транспарентность, нулевая компетентность, нулевой интерес к благополучию своих экипажей».

В 2020 году тремя самыми крупными регистрами стали удобные флаги Панама, Либерия и Маршалловы острова, которые вместе представляют порядка трети мирового флота и около 42% его суммарной грузоподъемности.

«97 правительств, ратифицировавших MLC, взяли на себя обязательство обеспечивать, чтобы моряки могли вернуться домой по окончании срока действия контрактов. Это написано черным по белому. Никаких оговорок или особых условий не предусмотрено. Правительства, которые не обеспечили репатриацию моряков или препятствовали возвращению экипажей домой, которые отказывали морякам в доступе к медицинской помощи на берегу и отказывались сотрудничать на международном уровне для обеспечения соблюдения прав моряков, безусловно, нарушили Конвенцию MLC и, следовательно, свои международные обязательства».

Специальный трехсторонний комитет отметил, что, несмотря на пандемию, моряки продолжают обеспечивать работу цепочки поставок, доставляя по миру основные продукты питания, топливо, лекарственные средства и медицинское оборудование. Хотя у стран было 13 месяцев, чтобы продумать совместные ответные действия, все еще слишком многие вводят непродуманные ограничения на перемещения, которые не позволяют морякам присоединяться к судам и сходить с них.

«Если моряки будут признаны во всем мире ключевыми работниками и им будет разрешено свободное перемещение, это будет иметь большое значение для решения огромной проблемы нарушения прав человека», – сказал Фабрицио Барчеллона, координатор Секции моряков ITF. «Существует ряд мер, которые необходимо принять властям для остановки распространения болезни и для защиты моряков и портовиков; к этим мерам относятся тестирование и приоритет моряков и докеров при вакцинации».

Среди рекомендаций Специального трехстороннего комитета – углубление сотрудничества между странами, введение позволяющих путешествовать временных исключений, а также международное признание документов моряков. Все это поможет в устранении кризиса смен экипажей без значительного влияния на способность правительств контролировать COVID-19.

«Из-за пандемии многие моряки потеряли работу, а из-за того, как правительства справляются с кризисом, гораздо больше людей сегодня пересматривают свой выбор карьеры», – сказал Дикинсон. –«Это повлияло и на судоходный бизнес: некоторые компании не смогли продолжить работу из-за дефицита экипажа. Это влияет на всю мировую экономику. Правительства должны принять срочные меры, чтобы не допустить еще большего ухудшения ситуации».

Специальный трехсторонний комитет также принял отдельную резолюцию о том, что транспортникам следует отдавать приоритет при вакцинации против COVID-19, поддержав публичный призыв ITF к правительствам прекратить игнорировать рекомендации ВОЗ и определить приоритет вакцинации, основываясь на гуманитарных и экономических обоснованиях. Напомним, Резолюция МОТ о вакцинации моряков от COVID-19 рекомендовала всем правительствам уделить приоритетное внимание вакцинации моряков.

Правительства должны сделать вакцинацию доступной для моряков и признать вакцинацию других стран, – отмечают в Российском профессиональном союзе моряков. –  Нужно также создать в ключевых портах центры вакцинации экипажей судов, чтобы любой моряк, вне зависимости от гражданства, мог получить вакцину и продолжить работу, не опасаясь за свою жизнь. 

Текст резолюции здесь.

По материалам itfseafarers.org

↑ 

Наверх