11.05.2021

Компании призывают защищать права моряков

Новый механизм должной заботы призван помочь предприятиям выполнить свои  обязательства по защите человеческих прав на море.
Международная морская организация  (the International Maritime Organization (IMO) совместно с  ООН (UN Global Compact (UNGC), Управлением  Верховного комиссара по правам человека (the Office of the High Commissioner for Human Rights – UN Human Rights) и Международной организацией труда  the International Labour Organization (ILO)  издала широкий набор руководящих указаний, призванных помочь предприятиям, пользующимся услугами судоходства, защитить человеческие права моряков: из-за введенных COVID-19 ограничений на поездки сотни тысяч тружеников флота по-прежнему остаются на судах.

Новый инструмент должной осмотрительности  (The Human Rights Due Diligence Tool)  для грузовладельцев и фрахтователей был выпущен на фоне опасений, что число экипажей, застрявших в море, может резко возрасти с нынешнего уровня в 200 000 человек и вернуться к пику в 400 000, как это было в разгар кризиса смены экипажей в сентябре 2020 года. Агентства ООН надеются, что новое руководство поможет обеспечить соблюдение условий труда, человеческих прав моряков и соответствие международным стандартам.

Новое руководство направлено на обеспечение защиты прав моряков в таких областях, как физическое и психическое здоровье, доступ к семейной жизни и свобода передвижения. Признавая важность морской отрасли в транспортировке более 80% товаров мировой торговли, агентства ООН выразили обеспокоенность сообщениями о том, что моряки работают сверх 11-месячного максимального срока службы на борту судна, установленного Конвенцией МОТ о труде в морском судоходстве (MLC).

Агентства ООН также выразили серьезную обеспокоенность сообщениями о том, что компании, занимающиеся международной торговлей, избегают фрахтовать суда, на которых должна произойти смена экипажа, а некоторые из них требуют внесения в договоры фрахтования оговорок «без смены экипажа», что препятствует необходимой ротации и оказывает дополнительное давление на морскую отрасль.
В соответствии с Руководящими принципами предпринимательской деятельности в аспекте прав человека ООН (UNGPs) компании, занятые в морской отрасли, несут особую ответственность за соблюдение человеческих прав моряков как работников на протяжении всей цепочки создания стоимости.

Приветствуя новый инструмент, Генеральный секретарь ИМО Китак Лим сказал: «Моряки находятся в самом центре глобальной цепочки поставок. Они также находятся во власти ограничений COVID-19 на поездки и транзит. Это привело к тому, что сотням тысяч моряков отказывают в репатриации, смене экипажа, отпуске на берег и, в конечном итоге, заставляют работать на судах дольше, чем это предусмотрено контрактом. Все, кто связан с судоходством, по всей цепочке поставок и логистики, обязаны обеспечить защиту прав моряков. Этот инструмент является важным шагом вперед, обеспечивая практический подход для грузовладельцев, фрахтователей и поставщиков логистических услуг, чтобы они поставили на первое место моряков – тех, кто занимается доставкой товаров, так нужных людям». 

The Human Rights Due Diligence Tool – это своего рода контрольный список для грузовладельцев, фрахтователей и поставщиков логистических услуг по проведению надлежащей проверки соблюдения человеческих прав моряков во всех цепочках поставок  для выявления, предотвращения, смягчения и устранения неблагоприятного воздействия на права человека моряков, пострадавших от продолжающегося кризиса COVID-19.

Комментируя бедственное положение моряков, Санда Оджиамбо, исполнительный директор и генеральный директор Глобального договора ООН (UN Global Compact), отметила: «Психическое и физическое благополучие моряков должно быть приоритетом, и этот инструмент является важным шагом в повышении осведомленности о том, как бороться с нарушениями прав человека в морском секторе. Он является мощным сигналом о важности включения работников морского транспорта в процесс составления карт должной осмотрительности для обеспечения выявления, предотвращения, смягчения и устранения неблагоприятного воздействия на права человека».

Гай Райдер, Генеральный директор МОТ, подчеркнул, что  Международная организация труда также призывает правительства обеспечить защиту прав моряков и приветствует эту инициативу, которая поможет предприятиям сыграть свою роль в этих коллективных усилиях. 

Мишель Бачелет, Верховный комиссар по правам человека, назвала нынешнюю ситуацию серьезным гуманитарным кризисом и кризисом в области прав человека, который влияет на жизнь тысяч работников морского транспорта. «Руководящие принципы ООН в области предпринимательской деятельности и прав человека требуют, чтобы компании определили, имеют ли они отношение к кризису, в том числе через свои деловые отношения, и приняли любые необходимые меры для разрешения ситуации», – сказала она.

Меры, рекомендуемые в рамках данного инструмента:

  1. Обеспечить принятие индивидуальных и коллективных мер для решения проблем, связанных с правами моряков, включая использование рычагов воздействия для привлечения внимания правительств и поставщиков морских перевозок к проблемам.
  2. Заручиться письменной гарантией того, что ни один моряк не находился на борту в течение непрерывного периода, превышающего максимальный срок службы в 11 месяцев, установленный MLC, 2006.
  3. Проверять у деловых партнеров, что моряков не заставляют работать после истечения срока действия их контрактов без их добровольного согласия, так как это может быть расценено как принудительный труд.
  4. Предоставлять морякам адекватные средства индивидуальной защиты (СИЗ).
  5. Проверять у деловых партнеров, что расходы на любые карантинные обязательства до или после присоединения к судну не ложатся прямо или косвенно, полностью или частично, на моряков.
  6. Соблюдать юридическое обязательство по предоставлению морякам доступа к медицинской помощи на берегу, например, разрешая отклонение от маршрута для оказания медицинской помощи.
  7. Использовать рекомендованную ИМО систему протоколов для обеспечения безопасной смены экипажа во время пандемии COVID-19, а также доводить ее до сведения всех соответствующих партнеров.
  8. Принимать запросы судоходных компаний на отклонение от маршрута с целью облегчения смены экипажа и доводить эту информацию до сведения деловых партнеров.
  9. Убедиться, что операторы судов ограничивают любые продления контрактов с экипажами, которых можно избежать.

Скачать MARITIME HUMAN RIGHTS RISKS AND THE COVID-19 CREW CHANGE CRISIS - A TOOL TO SUPPORT HUMAN RIGHTS DUE DILIGENCE можно здесь.

↑ 

Наверх