РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Новый механизм должной заботы призван помочь предприятиям выполнить свои обязательства по защите человеческих прав на море.
Международная морская организация (the International Maritime Organization (IMO) совместно с ООН (UN Global Compact (UNGC), Управлением Верховного комиссара по правам человека (the Office of the High Commissioner for Human Rights – UN Human Rights) и Международной организацией труда the International Labour Organization (ILO) издала широкий набор руководящих указаний, призванных помочь предприятиям, пользующимся услугами судоходства, защитить человеческие права моряков: из-за введенных COVID-19 ограничений на поездки сотни тысяч тружеников флота по-прежнему остаются на судах.
Новый инструмент должной осмотрительности (The Human Rights Due Diligence Tool) для грузовладельцев и фрахтователей был выпущен на фоне опасений, что число экипажей, застрявших в море, может резко возрасти с нынешнего уровня в 200 000 человек и вернуться к пику в 400 000, как это было в разгар кризиса смены экипажей в сентябре 2020 года. Агентства ООН надеются, что новое руководство поможет обеспечить соблюдение условий труда, человеческих прав моряков и соответствие международным стандартам.
Новое руководство направлено на обеспечение защиты прав моряков в таких областях, как физическое и психическое здоровье, доступ к семейной жизни и свобода передвижения. Признавая важность морской отрасли в транспортировке более 80% товаров мировой торговли, агентства ООН выразили обеспокоенность сообщениями о том, что моряки работают сверх 11-месячного максимального срока службы на борту судна, установленного Конвенцией МОТ о труде в морском судоходстве (MLC).
Агентства ООН также выразили серьезную обеспокоенность сообщениями о том, что компании, занимающиеся международной торговлей, избегают фрахтовать суда, на которых должна произойти смена экипажа, а некоторые из них требуют внесения в договоры фрахтования оговорок «без смены экипажа», что препятствует необходимой ротации и оказывает дополнительное давление на морскую отрасль.
В соответствии с Руководящими принципами предпринимательской деятельности в аспекте прав человека ООН (UNGPs) компании, занятые в морской отрасли, несут особую ответственность за соблюдение человеческих прав моряков как работников на протяжении всей цепочки создания стоимости.
Приветствуя новый инструмент, Генеральный секретарь ИМО Китак Лим сказал: «Моряки находятся в самом центре глобальной цепочки поставок. Они также находятся во власти ограничений COVID-19 на поездки и транзит. Это привело к тому, что сотням тысяч моряков отказывают в репатриации, смене экипажа, отпуске на берег и, в конечном итоге, заставляют работать на судах дольше, чем это предусмотрено контрактом. Все, кто связан с судоходством, по всей цепочке поставок и логистики, обязаны обеспечить защиту прав моряков. Этот инструмент является важным шагом вперед, обеспечивая практический подход для грузовладельцев, фрахтователей и поставщиков логистических услуг, чтобы они поставили на первое место моряков – тех, кто занимается доставкой товаров, так нужных людям».
The Human Rights Due Diligence Tool – это своего рода контрольный список для грузовладельцев, фрахтователей и поставщиков логистических услуг по проведению надлежащей проверки соблюдения человеческих прав моряков во всех цепочках поставок для выявления, предотвращения, смягчения и устранения неблагоприятного воздействия на права человека моряков, пострадавших от продолжающегося кризиса COVID-19.
Комментируя бедственное положение моряков, Санда Оджиамбо, исполнительный директор и генеральный директор Глобального договора ООН (UN Global Compact), отметила: «Психическое и физическое благополучие моряков должно быть приоритетом, и этот инструмент является важным шагом в повышении осведомленности о том, как бороться с нарушениями прав человека в морском секторе. Он является мощным сигналом о важности включения работников морского транспорта в процесс составления карт должной осмотрительности для обеспечения выявления, предотвращения, смягчения и устранения неблагоприятного воздействия на права человека».
Гай Райдер, Генеральный директор МОТ, подчеркнул, что Международная организация труда также призывает правительства обеспечить защиту прав моряков и приветствует эту инициативу, которая поможет предприятиям сыграть свою роль в этих коллективных усилиях.
Мишель Бачелет, Верховный комиссар по правам человека, назвала нынешнюю ситуацию серьезным гуманитарным кризисом и кризисом в области прав человека, который влияет на жизнь тысяч работников морского транспорта. «Руководящие принципы ООН в области предпринимательской деятельности и прав человека требуют, чтобы компании определили, имеют ли они отношение к кризису, в том числе через свои деловые отношения, и приняли любые необходимые меры для разрешения ситуации», – сказала она.
Меры, рекомендуемые в рамках данного инструмента:
Скачать MARITIME HUMAN RIGHTS RISKS AND THE COVID-19 CREW CHANGE CRISIS - A TOOL TO SUPPORT HUMAN RIGHTS DUE DILIGENCE можно здесь.
Наверх