20.04.2021

Моряки будущего

Известно, что цифровизация повлечет за собой большие изменения: в этой связи среди участников судоходной отрасли ведутся горячие споры о том, какими навыками и компетенциями должны обладать моряки в будущем. Несмотря на то, что в индустрии нет единого мнения на этот счет, очевидно одно: новые технологии ведут к изменениям. Однако для любых перемен нужно время, поэтому правильнее говорить об эволюции, а не революции. Основатель и директор консалтинговой компании Antares Insight Ник Чабб рассказал, как изменится работа моряков в будущем. 

На пользу экипажам

– Многое из того, что сегодня происходит на борту, не поменеятся, – уверен он. –  Судно – огромный сложнейший механизм, и до его полной цифровизации далеко. Большинство рутинных обязанностей экипажа, например, техническое обслуживание, в ближайшие годы останутся неизменными.

Однако есть два аспекта, в которых преобразования неизбежны. Первый, по его мнению, это – уровень административной работы, которая пока что ложится на плечи моряков. 

– Появятся новые цифровые программы, призванные сократить объем бумажной волокиты, – говорит он. – Другой аспект, в котором, думаю, мы скоро увидим изменения, – управление экипажами. Например, организацию их перелетов, заключение трудовых договоров, получение сертификатов переведут в цифровую форму. Это означает, что произойдет фундаментальный сдвиг в управлении процессами. Во многих отношениях будущее не будет сильно отличаться от сегодняшних дней, однако в методах и способах выполнения работ произойдут существенные премены.

Кроме того, Ник Чабб подчеркивает, что развитие технологий принесет пользу самим морякам, так как сократиться объем повседневной административной работы. 

– Вы удивитесь, когда узнаете, сколько времени судовые офицеры тратят на заполнение документов и журналов вручную, – говорит директор Antares Insight. – Это и корректировка карт, и обновление сведений о членах экипажа, которые требуют иммиграционные службы, и многое другое. Я считаю, что такую работу можно и нужно автоматизировать, чтобы снизить ежедневную нагрузку на моряков.

Еще одна сфера, технологические усовершенствования в которой в полной мере ощутят на себе члены судовых команд, – управление в области социальной поддержки во время рейса. Известно, что повышение уровня автоматизации позволило сократить численность экипажа. Эта тенденция будет продолжаться, поэтому крайне важна социальная поддержка тех, кто остался на борту. Сегодня на рынке появляются технологии, с помощью которых можно улучшить качество отдыха, следить за физической формой и здоровьем – со временем это будет играть более значимую роль.

Требуются профессионалы

Что касается автоматизации, то Ник Чабб считает, что между автономным судном и безэкипажным судном – большая разница. Он объясняет, что автоматизация процессов влияет на всю ручную работу, которую экипаж выполняет изо дня в день, например, ведение документации. 

– В долгосрочной перспективе нас ждет целый ряд проектов тестирования небольших беспилотных коммерческих судов, кроме того, ведутся разработки полноразмерных безэкипажных судов. Однако важно отметить, что существуют разные уровни автоматизации, и каждый тип судна в той или иной степени будет усовершенствован, независимо от того, есть экипаж на борту или нет. Например, контейнеровозы и танкеры смогут работать без моряков, но в случае с пассажирскими судами такое невозможно: вряд ли клиент будет чувствовать себя комфортно, зная, что путешествует без экипажа, – говорит Ник Чабб. 

Поэтому он уверен, что в ближайшие 50 лет профессия изменится, но будет также востребована: неважно, где будут работать моряки – на берегу в диспетчерских пунктах или в море на борту судов – отрасль не перестанет нуждаться в высококлассных специалистах. 

Вызовы

Серьезная проблема, связанная с сокращением экипажей, будет заключаться в том, что от моряков потребуются многопрофильные знания. Так, в настоящее время проходят испытания автономные навигационные системы и системы предотвращения столкновений. Логично, что следующим шагом станет сокращение объема навигационных задач, которые должен выполнять  палубный офицер. Это означает, что появится потребность в таких кадрах, которые по квалификации ближе к инженеру-механику, но обладают некоторыми навыками судовождения и навигации. 

– Не могу сказать, как именно это будет выглядеть, но думаю, что для моряков будет непросто понять, какие именно компетенции необходимо совершенствовать в тот или иной период карьеры, – говорит Ник Чабб. – С другой стороны, для тех, кто станет развивать нужные навыки и знания, откроются огромные возможности. 

Вместе с тем он подчеркивает, что в течение пяти лет требования к профессиональной квалификации останутся прежними, в основном из-за того, что Международная морская организация довольно медленно утверждает и проводит соответствующие изменения.

– ИМО – консервативная организация, и, насколько мне известно, в ближайшее время не запланировано никаких серьезных изменений в квалификационных требованиях и системе подготовки моряков, – говорит он. – Тем не менее, думаю, что некоторые компании начнут самостоятельно двигаться в сторону обновлений. Если заглянуть еще дальше, то по мере распространения цифровых технологий, от моряков потребуются технические знания и умения, связанные с компьютерной грамотностью. 

В Российском профсоюзе моряков отмечают, что, размышляя о моряках будущего, важно думать не только о том, как цифровизация повлияет на их роль, но и об изменениях в области управления экипажами, работе круингов: «Организация поездок моряков на суда и домой, получение сертификатов –  те области, где изменения будут происходить быстрее, чем в сферах, которые касаются непосредственно работы и быта на борту, потому что это менее строгие с точки зрения законодательного регулирования области». 

Источник: seatrade-maritime.com

Перевод: ЦИА РПСМ


↑ 

Наверх