06.04.2021

Культура безопасности прежде всего

Безопасность остается приоритетом для сектора морских перевозок. К такому выводу пришли эксперты в ходе круглого стола, организованного интернет-порталом Safety4Sea. Особенно остро потребность в ней ощущается сегодня, когда вопросы психологического состояния моряков стоят острее, чем когда-либо. 

Что это такое?

– Культура безопасности видна, когда каждый сотрудник компании – от руководителя до матроса – верит в нее, – считает управляющий директор по охране труда, окружающей среды и технике безопасности и обучению в Anglo-Eastern Ship Management Ltd, капитан Прадип Чавла. – Судить о ее уровне можно по поведению людей в моменты, когда они уверены, что за ними никто не наблюдает, – говорит Прадип Чавла. – Это как в случае с камерами контроля скорости на дорогах: если бы их не было, кто бы соблюдал режим? Так и на рабочем месте: станет ли моряк следовать правилам безопасности, если это потребует больше средств, времени и усилий? Если да, то компания на правильном пути. 

Со своей стороны доктор Клэр Пеккан, директор Safe Marine, отметила, что культура безопасности в целом и безопасное поведение на рабочем месте – не одно и то же: 

– Для меня это – усвоенные модели поведения и подходов к определению ценности человеческой жизни,  к тому, что важнее – прибыль или люди. Мне кажется, что это почти нематериально, и исходит из представлений о том, можно ли предотвратить несчастные случаи. Другими словами, культура безопасности находит отражение в заведенных порядках, методах и процедурах, которые приняты в компании, например, проводятся ли собрания комитета по технике безопасности, какие вопросы на них обсуждаются. Во многом это определяется руководством компании.

Менеджер по предотвращению ущерба в азиатском регионе из страховой компании  Standard Club, капитан Рахул Сапра говорит, что с точки зрения моряка, культура безопасности – подготовка к самому неблагоприятному сценарию. Он поясняет: «Когда есть сознательное и добросовестное отношение к работе, в уме всегда прокручивается наихудший вариант развития событий». 

Наконец, Эрик Грин, генеральный директор Green-Jakobsen A/S, на примере теории Эдгара Шейна объяснил, что культура безопасности подобна луку, содержащему то, что видно сразу, и, что не заметно, пока не начнешь чистить. Если говорить о культуре безопасности, то первое это – предупредительные знаки на борту: спасательные шлюпки, огнетушители, инструктаж по технике безопасности. Содержимое открывается, когда начинаешь «чистить». Это выражается в том, какие принципы и установки в отношении культуры безопасности действуют в компании: разговоры о процедурах, чек-листах, методиках и политике в области безопасности. При этом Эрик Грин отмечает: очевидно, что зачастую слова расходятся с делом, поэтому ядро культуры – фундаментальные убеждения, которые определяют определенные действия. 

Эволюция культуры безопасности

Капитан Чавла поясняет, что за последние 20-30 лет все, что связано с безопасностью в отрасли, значительно улучшилось, а движущими силами стали ответственный подход моряков и нормативно-регулятивные изменения.

– В целом общество добилось успехов в плане профилактики производственной безопасности и предотвращения несчастных случаев. Раньше бытовало мнение: если есть сертификаты безопасности, то соблюдаются правила безопасности. При этом не было понимания важности того, как человек выполняет свою работу, – подчеркнула Клэр Пеккан.

На пути развития культуры безопасности в судоходстве существуют препятствия. Первое – глобализированный характер отрасли морских перевозок, из-за которого она стала более фрагментированной, в отличие, например, от сферы авиаперевозок. «Глобализация является преимуществом и в то же время препятствием к улучшениям, потому что все должно быть согласовано по всему миру. Глобальный характер отрасли выражается в том, что до сих пор нет договоренности о том, как отправлять судовую роль портовым властям», – отметил капитан Чавла.

Вторая преграда – система управления кадрами. В отрасли общепринятой практикой является привлечение моряков для работы на судах на контрактной основе, при этом компании постоянно находятся в поиске самой дешевой рабочей силы. Однако известно – чтобы создать успешную компанию, нужны квалифицированные и ответственные сотрудники, а для их привлечения должны быть созданы соответствующие заманчивые условия работы. Морской сектор, учитывая его фрагментированный характер, развивается в этом направлении очень медленно.

Все взаимосвязано 

Заметное влияние на повышение культуры безопасности в отрасли играет благополучие моряков.

– Пандемия коронавируса заставила понять не только то, насколько важную роль играют моряки, но и показала, что они уязвимы. Поэтому хотелось бы увидеть появление свода правил типа Международного кодекса по управлению безопасностью, который бы регулировал вопросы, касающиеся здоровья и благополучия моряков. Пока мы не придадим им статус закона, не думаю, что получим какие-либо значительные улучшения в психическом здоровье и благополучии моряков. Только забота об экипажах судов повысит  производительность труда и даже привлекательность морской профессии, – уверена доктор Пеккан.

В Российском  профсоюзе моряков отмечают, что с этим сложно не согласиться. Достаточно вспомнить случай с судном Wakashio, которое специально подошло ближе к берегу, чтобы поймать сигнал связи. Этот пример говорит о том, как важно осознавать, что моряки живут и работают в совершенно других условиях, нежели люди на берегу, а значит, нуждаются в поддержке и признании. 

Источник: safety4sea.com

Перевод ЦИА РПСМ


↑ 

Наверх