05.04.2021

Вакцинация – дело добровольное

Об этом напоминает Международная палата судоходства. В пресс-релизе ICS говорится, что моряков нельзя заставлять прививаться от коронавируса, даже если государство порта захода судна требует, чтобы все члены экипажа были вакцинированы. Этому заявлению предшествовали случаи, когда в некоторых портах Китая, куда ежедневно следуют сотни балкеров и контейнеровозов, и Объединенных Арабских Эмиратов – одного из крупнейших морских перевалочных пунктов – отказали в заходе нескольким судам по причине отсутствия прививок у членов экипажей.

– Судовладельцы могут отменить рейсы, если хотя бы один моряк откажется от вакцинации или не сможет получить прививку, – предупреждают ICS. – Для компаний это даже предпочтительнее, чем брать на себя юридические, финансовые и репутационные риски отказа выдачи разрешения на заход судна в порт.

Отметим, что отраслевые ассоциации уже не раз выступали с призывом предоставить морякам возможность вакцинироваться в первую очередь, чтобы они продолжали выполнять работу, без которой невозможно функционирование торговли и экономики. Однако в целом эти усилия остались без внимания. 

– Согласно последним прогнозам, многие развивающиеся страны завершат массовую вакцинацию населения не ранее 2024 года, а ведь 900 тысяч специалистов флота проживают как раз в них, – отмечают в Международной палате судоходства. –  В тех странах, где вакцинация доступна, большинство моряков, скорее всего, решат обезопасить себя и привьются. Однако найдется немало людей, которые откажутся от иммунизации из религиозных убеждений или недоверия к препаратам. 

В настоящее время не представляется возможным посчитать, какое количество моряков скептически настроены в отношении вакцинации. Тем не менее существуют данные, что, например, 30% населения США и 40% Европы не хотят делать прививку от коронавируса. 

– Никого нельзя принуждать к медицинскому вмешательству: если навязать вакцинацию тому, кто от нее отказывается, это будет расцениваться как нарушение прав человека, – заявила директор юридической службы ICS Киран Хосла. – Судовладельцы должны выяснить причины и понять, обоснован отказ или нет. Если в действующем трудовом договоре работника нет пункта, согласно которому у него должны быть сделаны прививки, которые являются обязательными в странах захода судна, то его нельзя изменить постфактум в одностороннем порядке.

Тем не менее эксперт предположила и другой вариант развития событий: «В случае отказа от прививки компания может потребовать, чтобы моряк сошел с судна при первой же возможности, однако необходимо оценить обоснованность такого ультиматума. Другая ситуация, когда приходит время продления договора. В этот момент судовладельцы могут поставить условие: чтобы продолжать работу в компании, нужно привиться от коронавируса. Моряк должен решить – оставаться на таких условиях или нет». 

Добавим, что в то же время Конвенция о труде в морском судоходстве обязывает судовладельцев обеспечить морякам доступ к медицинскому обслуживанию на борту судна и на берегу, но не содержит конкретных отсылок к вакцинации или иммунизации. Так, компании обязаны заботиться о безопасности своего персонала и сокращать риски на рабочем месте. Этим можно было бы оправдать требование к вакцинации работников. Однако прививки делаются с осознанного и добровольного согласия человека. Например, в отношении моряков, которые не вакцинируются по веским причинам, может быть предусмотрено использование средств индивидуальной защиты, дополнительные меры социального дистанцирования или изменение рабочих обязанностей для сокращения контактов с остальными членами экипажа. Однако если присутствие на рабочем месте отказавшегося от прививки моряка представляет угрозу для его коллег, руководство компании может запретить наем на работу не вакцинированных сотрудников. 

В Российском профсоюзе моряков уверены, что вакцинация плавсостава – важный шаг для судоходной отрасли. Однако в этом вопросе нужно учитывать мнение членов экипажей в первую очередь, чтобы ситуация не привела к нарушениям прав человека. «К тому же если вакцинация становится профессиональным требованием для работы в море, логично, что компании обязаны обеспечить морякам возможность бесплатной иммунизации», – считают в РПСМ.

Источник: lloydslist.maritimeintelligence.informa.com

Перевод ЦИА РПСМ


↑ 

Наверх