РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Много шума наделала блокировка Суэцкого канала севшим на мель контейнеровозом Ever Given, продлившаяся несколько дней. Однако это – далеко не самый длинный период, в течение которого судоходство на этой важной транспортной артерии было перекрыто. Однажды перерыв в работе канала затянулся на несколько лет. Он начался в июне 1967 года из-за военного конфликта Израиля и Египта, получившего название «Шестидневная война» – тогда Суэцкий канал был заблокирован с обеих сторон после преднамеренного затопления на фарватере нескольких судов египетскими войсками. Также было установлено несколько морских мин, которые препятствовали навигации.
Заложниками ситуации стали 14 судов: два из них принадлежали ФРГ, два – Швеции, два – Польше, четыре – Великобритании, по одному – США, Норвегии, Чехословакии и Болгарии. Они шли к портам назначения с самыми разными грузами, от нефтепродуктов и удобрений до детской одежды, бычьих шкур и породистых австралийских свиней.
«Шестидневная война», как можно догадаться, быстро закончилась, а вот расчистка канала затянулась. В его самом широком месте под названием Большое Горькое озеро 14 заблокированных судов встали на якорь.
Осознав, что застряли всерьез и надолго, моряки решили не унывать и объединиться, чтобы легче переносить тяготы жизни в пустыне. Так в октябре 1967 года появилась «Ассоциация Большого Горького озера» – неформальное государство, состоящее из интернациональных экипажей. Норвежское судно славилось прекрасной кухней, польское – высококвалифицированным врачом, шведские – спортзалом и бассейном, а немцы с удовольствием делились грузом – охлажденным австралийским виноградом – с болгарскими коллегами, которые гнали из него ракию для общих нужд.
Экипажи обменивались припасами, устраивали спортивные мероприятия, кинопоказы, вечеринки и даже выпускали свои собственные почтовые марки, которые по договоренности с почтовой службой приравнивались к настоящим. Их моряки клеили на конверты, когда отправляли письма родным и друзьям.
В 1968 году, в первую очередь для привлечения внимания к проблеме, при поддержке британской прессы параллельно с Олимпиадой в Мехико были организованы Олимпийские игры на Горьком озере. Победителями в общекомандном зачете стали поляки, вторыми – немцы, третьими – англичане.
В 1969 году судоходным компаниям, наконец, удалось организовать транспортное сообщение с застрявшими судами, и экипажи смогли вернуться домой. С этого момента население Ассоциации постоянно менялось – моряки приезжали жить и работать на суда вахтами, по три месяца.
Блокада самого канала была полностью снята только в 1975 году. Единственными теплоходами, техническое состояние которых позволяло им вернуться в порт приписки своим ходом, были немецкие Münsterland и Nordwind. 24 мая 1975 года они пришли в Гамбург, где их приветствовали более 30 тысяч человек.
В Российском профессиональном союзе моряков отметили, что члены экипажей испокон веков попадают в тяжелые непредвиденные ситуации в море, справляться с которыми им помогает внутренняя стойкость, столь характерная для представителей этой профессии. Но хотя умение достойно встречать удары судьбы – это прекрасное качество, даже самым стойким бывает нужна помощь, как, например, сейчас, в период кризиса смены экипажей.
По материалам сайтов SeaNews и «Исторические документы»
Наверх