01.04.2021

В арбитражной практике пандемия – не форс-мажор

Об этом в ходе II ежегодной конференции «Риски в морском страховании: лучшие практики, российский и международный опыт» сообщил арбитр Морской арбитражной комиссии (МАК) при Торгово-промышленной палате (ТПП) РФ Дмитрий Давыденко.

– На сегодняшний день уже сложно ссылаться на то, что нельзя было принять никаких мер из-за пандемии, поэтому каждый конкретный случай необходимо рассматривать отдельно, – отметил он.

Он добавил, что многое зависит от того, что именно, согласно контракту, считается форс-мажором.

Отметим, что Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ, созданная в 1930 году, является одним из старейших морских арбитражных учреждений в России и в мире. Предметом ее разбирательств становятся как традиционные споры по договорам перевозки грузов, фрахтованию судов, морскому страхованию, спасанию, столкновению между теплоходами, рыболовецким операциям, так и по поводу брокерских и агентских соглашений, ремонта, судового менеджмента, осуществления промысла и многих других отношений, которые возникают в сфере торгового мореплавания.

Отметим, что ранее Международная организация труда подчеркнула, что пандемия не может считаться форс-мажором и быть оправданием нарушению требований Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве, поскольку исполнение ее норм в настоящий момент возможны, пусть даже это сложно и обременительно. В первую очередь речь, конечно, шла о нарушении сроков длительности контрактов моряков, что за последний год стало частым явлением на флоте.

– Правда, не стоит винить в этом только судовладельцев: большая доля ответственности лежит на государствах, которые рады пользоваться доставляемыми моряками товарами, но при этом не дают им возможности смениться в своих портах, – отметили в Российском профсоюзе моряков. – К тому же над отраслью нависла новая проблема: некоторые страны могут начать предъявлять требование о наличии вакцинного паспорта для списания члена экипажа, что грозит резким увеличением числа застрявших в море экипажей. Такие решения поставят моряков в еще более уязвимое положение, потому что далеко не у всех есть возможность сделать прививку. Поэтому государствам следует пересмотреть свой подход в отношении смены экипажей.

По материалам портала «Российское судоходство»

↑ 

Наверх