Об этом в ходе II ежегодной конференции «Риски в морском
страховании: лучшие практики, российский и международный опыт» сообщил арбитр
Морской арбитражной комиссии (МАК) при Торгово-промышленной палате (ТПП) РФ
Дмитрий Давыденко.
– На сегодняшний день уже сложно ссылаться на то, что нельзя
было принять никаких мер из-за пандемии, поэтому каждый конкретный случай необходимо
рассматривать отдельно, – отметил он.
Он добавил, что многое зависит от того, что именно, согласно
контракту, считается форс-мажором.
Отметим, что Морская арбитражная комиссия при
Торгово-промышленной палате РФ, созданная в 1930 году, является одним из
старейших морских арбитражных учреждений в России и в мире. Предметом ее разбирательств
становятся как традиционные споры по договорам перевозки грузов, фрахтованию
судов, морскому страхованию, спасанию, столкновению между теплоходами,
рыболовецким операциям, так и по поводу брокерских и агентских соглашений, ремонта,
судового менеджмента, осуществления промысла и многих других отношений, которые
возникают в сфере торгового мореплавания.
Отметим, что ранее Международная организация труда
подчеркнула, что пандемия не может считаться форс-мажором и быть оправданием
нарушению требований Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве,
поскольку исполнение ее норм в настоящий момент возможны, пусть даже это сложно
и обременительно. В первую очередь речь, конечно, шла о нарушении сроков
длительности контрактов моряков, что за последний год стало частым явлением на
флоте.
– Правда, не стоит винить в этом только судовладельцев:
большая доля ответственности лежит на государствах, которые рады пользоваться
доставляемыми моряками товарами, но при этом не дают им возможности смениться в
своих портах, – отметили в Российском профсоюзе моряков. – К тому же над
отраслью нависла новая проблема: некоторые страны могут начать предъявлять
требование о наличии вакцинного паспорта для списания члена экипажа, что грозит
резким увеличением числа застрявших в море экипажей. Такие решения поставят
моряков в еще более уязвимое положение, потому что далеко не у всех есть
возможность сделать прививку. Поэтому государствам следует пересмотреть свой
подход в отношении смены экипажей.