01.04.2021

Моряки должны знать правила фумигации

При фумигации груза, которую чаще всего проводят специализированные компании, необходимо надлежащим образом учитывать погодные условия, состояние груза, уровень влажности, а также проводить процедуру согласно существующих правил. При этом моряки должны иметь представление о порядке и процедурах фумигации. Для этого страховая компания Swedish Club выпустила сборник, в котором разобраны морские инциденты, произошедшие вследствие ошибок. 

Так, один из примеров описывает случай на балкере с кукурузой. Известно, что сельскохозяйственная продукция может подвергаться фумигации в грузовых трюмах с целью предотвращения заражения насекомыми-вредителями. Поэтому после завершения погрузки на борт судна поднялись специалисты по фумигации и обработали груз кукурузы фумитоксином. Согласно правилам, при проведении процедуры гранулы следует помещать в подповерхностный слой, однако в случае с балкером их рассыпали из колб прямо с крышек грузовых люков. 

В рейсе в одном из трюмов произошел взрыв. Экипаж заметил, что крышки люков немного сдвинулись, и появился сине-серый дым. Примерно через час во втором трюме тоже прогремел взрыв, а через пару минут – в третьем. Затем то же самое случилось в остальных грузовых отсеках.

Как поясняют эксперты, гранулы фумитоксина и аналогичные фумиганты состоят примерно на 55% из фосфида алюминия, который вступает в реакцию с водой с образованием фосфина – чрезвычайно токсичного и эффективного фумиганта. Газообразный фосфин при смешивании с воздухом в концентрации, превышающей примерно 1,8-2% по объему, что является нижним пределом воспламеняемости, представляет собой взрывоопасную смесь. На балкере концентрация фосфина в каждом из трюмов превышала этот уровень. 

Поскольку гранулы фумиганта не распределили равномерно по всему грузу и оставили прямо на поверхности, они скопились на ограниченных участках, что поспособствовало относительно быстрой реакции с влагой. Это привело к образованию концентрации газообразного фосфина выше нижнего предела воспламенения и взрывам.

– Во избежание подобных инцидентов морякам необходимо обеспечить применение гранул для фумигации в соответствии с грузовыми правилами, – отмечают в Swedish Club. – В этой связи важно, чтобы члены экипажей проходили соответствующую подготовку и имели представление о порядке и процедурах проведения фумигации. 

Так, твердый фосфид алюминия часто используется для проведения этой процедуры. Фосфид алюминия вступает в реакцию с водяными парами, содержащимися во влажном воздухе с образованием фосфина, который убивает насекомых. Во время реакции также выделяется тепло. Твердый фумигант можно применять в виде гранул, распределяя их по поверхности груза непосредственно перед закрытием трюмов. После этого трюмы некоторое время держат закрытыми, а затем проветривают. Людям следует держаться подальше от трюмов, которые подверглись такой обработке, из-за токсичности фумиганта.

В Российском профсоюзе моряков отмечают, что Международная морская организация требует, чтобы экипаж не работал с фумигантами, а сама процедура фумигации проводилась квалифицированными специалистами. Такие работники обязаны совершать операции на судах строго в соответствие с установленными инструкциями и требованиями – от этого зависит безопасность экипажа, груза и судна. 

– Учитывая требования ИМО, оператору судна и фумигационной компании следует составлять план, который включает способ введения фумиганта в трюм, инструктаж экипажа в отношении рисков, связанных с обращением с токсичными фумигантами, оценку рисков и процедуры по смягчению выявленных угроз, – говорят в РПСМ. – Тогда можно избежать взрывов в трюмах и несчастных случаев с членами экипажа.

Источник: safety4sea.com

Перевод ЦИА РПСМ


↑ 

Наверх