РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Во время пандемии страховщик Gard получил много претензий, которые отличались от тех, что рассматривались до кризиса. Анетт Стинессен, директор по урегулированию претензий, отметила, что члены Клуба не всегда могли отличить операционные расходы от возмещаемых страховых затрат. По этой причине Gard обобщил основные элементы страхового покрытия и рекомендации для подготовки документов по претензиям. Правилами установлены три основания для возмещения, среди них – заболевание коронавирусом; карантин и санитарная обработка; отклонение судна от маршрута для высадки заболевшего человека на берег.
Заболевание
Обязательства, возникающие в отношении заболевшего члена экипажа, страхуются в соответствии с Правилом 27 для судов (Rule 27 for Ships) и Правилом 19 для Меморандумов о взаимопонимании (Rule 19 for MOUs). Они в соответствие с условиями трудового договора или применимым законодательством предусматривают покрытие необходимых расходов на эвакуацию, госпитализацию, медицинское обслуживание и уход, а также репатриацию людей с Covid-19.
Ответственность также может возникнуть, если моряки заразились на берегу в течение срока действия контрактов – по пути на судно или по дороге домой после списания. Страховое покрытие предоставляется, если такие ситуации включены в страхуемый период согласно трудовому договору. Если у члена экипажа проявляются симптомы вируса в течение времени, предусмотренного контрактом, то разумные расходы на тестирование покрываются таким же образом, как и обязательства по другой медицинской помощи согласно Правилам 27 и 19.
Однако если у моряка отсутствуют какие-либо признаки или симптомы вируса, а тестирование проводится в качестве меры предосторожности, например, это требование в рамках протоколов смены экипажа или местных правил, то затраты на их проведение следует относить к эксплуатационным расходам. Они страховому возмещению не подлежат. Затраты, связанные с высадкой и репатриацией моряков в рамках регулярной смены членов экипажей, также относятся к категории операционных расходов и не покрываются полисом P&I.
Типичные траты, которые подпадают под действие Правил 27 и 19 и подлежат страховому возмещению, – медицинские расходы на лечение заболевших членов экипажа; тестирование на коронавирус при наличии симптомов; расходы на высадку или эвакуацию и репатриацию больных моряков; пособия по болезни, предусмотренные трудовым договором; компенсация в случае инвалидности или смерти.
Документы на страховое возмещение по Covid-19
Анетт Стинессен отметила, что одной из самых больших проблем для Gard при обработке претензий стало соотнесение расходов на возмещение за несколько месяцев без указания дат вспышек инфекции. Так, если на одном судне оказалось несколько заболевших моряков, при составлении претензии следует разделять расходы по каждому случаю вспышки, чтобы страховщики могли должным образом оформить заявку и правильно распределить денежные средства. Что касается расходов, связанных с моряками, то их лучше разбивать по членам экипажа.
В перечень документов, которые необходимо предоставить при подаче заявления на оценку, необходимо указать название судна; порт или местонахождение судна; дату инцидента(ов) или тестов; четкую хронологию событий в случае нескольких вспышек инфекции на одном судне, включая даты проведения санитарной обработки; все имевшие место смены моряков; ФИО членов экипажа или других лиц с симптомами или подтвержденным диагнозом; трудовые договоры; колдоговор; при наличии
медицинские справки или документально подтвержденные положительные результаты тестов; медицинские счета на оплату; счета или документы, подтверждающие оплату расходов, связанных с высадкой на берег, эвакуацией, репатриацией и выплатой пособий по болезни; полные банковские реквизиты получателя.
Санобработка и карантин
Правило 48 для судов (Rule 48 for Ships) и Правило 33A для Меморандумов (Rule 33A for MOUs) покрывают расходы и издержки, кроме эксплуатационных расходов судна, понесенные в связи с введением карантина на борту или проведением санобработки судна при выявлении заболевания. Распоряжение (приказ) о карантине – это требование местных или федеральных органов власти страны, где находится судно. Вышеуказанные затраты и расходы не подлежат возмещению, если член Клуба знал или предполагал, что судно поместят на карантин.
В некоторых странах в качестве меры сдерживания распространения инфекции предусмотрен режим самоизоляции для моряков, которые прибывают в страну, чтобы присоединиться к судну в рамках смены экипажа. Возникающие в связи с этим дополнительные расходы считаются операционными. Однако если речь идет о случае, когда член экипажа должен соблюдать режим самоизоляции после высадки на берег из-за инфекции на борту, то соответствующие расходы на период карантина берет на себя страховщик.
Страховому покрытию также подлежат расходы, понесенные непосредственно из-за распоряжения о постановке судна на карантин в случае выявления инфекционного заболевания на борту. Возмещаются только чистые затраты и расходы, то есть те, которые превышают обычные операционные расходы по судну, и которых могло не быть, если бы не Covid-19. Кроме того, покрытию подлежат затраты, понесенные в связи с постановкой судна на якорь в карантинной зоне, проведением необходимых инспекций или экспертного анализа, а также проведением дезинфекционных мероприятий.
Типичные расходы, которые подпадают под действие Правил 48 и 33A, – издержки сверх обычных операционных трат судна, понесенные непосредственно из-за соблюдения распоряжения о карантине, а также разумные и необходимые средства на санобработку судна.
Документы на страховое возмещение по карантину или санобработке
Пакет необходимых документов, которые следует приложить к заявлению на страховое возмещение, включает название судна; порт или местонахождение судна; дату инцидента; четкую хронологию событий в случае нескольких вспышек инфекции на одном судне, включая даты проведения санитарной обработки; все имевшие место смены моряков; копию Распоряжения (приказа) о карантине; контракт между членом Клуба и компанией, выполняющей санобработку (в случае вспышки инфекции на борту судна); счет на санобработку; счета, связанные с карантином (если в отношении судна издано официальное Распоряжение о карантине в случае вспышки инфекции на борту); счета, связанные с самоизоляцией членов экипажа (если в отношении судна издано Распоряжение о карантине в случае вспышки инфекции на борту); полные банковские реквизиты получателя.
Отклонение от маршрута
Правило 31 для судов (Rule 31 for Ships) и Правило 21 Меморандума о взаимопонимании (Rule 21 for MOUs) предусматривают вынужденное отклонение судна от маршрута, чтобы обеспечить доступ к медицинской помощи инфицированного моряка. Так, в случае изменения следования покрытию подлежат соответствующие дополнительные расходы на топливо, страхование, заработную плату, провизию и портовые сборы, при условии, что отклонение производилось исключительно с целью предоставления медпомощи.
Если судно поменяло маршрут для обеспечения доступа к медицинской помощи члена экипажа с подозрением на Covid-19, а не с подтвержденным диагнозом, то решение о предоставлении покрытия в отношении дополнительных затрат на топливо и другие статьи, предусмотренные Правилами, в каждом случае принимается индивидуально – в зависимости от конкретных фактов и обстоятельств.
В Российском профсоюзе моряков отмечают, что пандемия коронавируса перевернула с ног на голову привычный уклад жизни. Как видно, не только члены экипажей столкнулись с беспрецедентными проблемами в работе, но и страховщики и судовладельцы по вопросам возмещения страховых покрытий.
– Чтобы поскорее вернуться к нормальной жизни, нужно минимизировать шанс заражения коронавирусом, – говорят в РПСМ. – Добиться этого можно лишь ответственным подходом к вопросу безопасности и строгим соблюдением мер предосторожности.
Источник gard.no
Перевод ЦИА РПСМ
Наверх