17.03.2021

Преждевременные заявления вредят репутации

Летом 2020 года в Гамбурге обнаружили контейнер с 1,5 тоннами кокаина на сумму около 353 млн долларов США – крупнейшую партию в истории немецкого порта. Наркотики находились в мешках с рисом для Польши. Практически во всех СМИ, освещавших этот случай, сообщалось, что судно Jean Gabriel (флаг Мальты), на борту которого партия прибыла в Гамбург, принадлежит французской компании CMA CGM, а мешки с рисом, где нашли кокаин, – из Гайаны. Странность заключалась в том, что контейнеровоз с момента его постройки в 2017 году не заходил в эту страну. Кроме того, когда в порту обнаружили наркотики, т/х Jean Gabriel шел в Южную Америку. На самом деле, хотя в СМИ об этом не говорилось, контейнер с гайанским рисом попал на борт Jean Gabriel во время погрузки в Доминиканской Республике, уже после – в Германию, где некоторое время хранился до планируемой отправки в Польшу. Анализ этого инцидента и запутанных сообщений о случившемся проливает свет на три ключевые тенденции в контрабанде наркотиков. 

Судно 

Немецкая газета Hamburger Abendblatt опубликовала новость об этом громком деле только 10 августа, хотя контейнеровоз Jean Gabriel прибыл в Гамбург 26 июня. Далее историю подхватили другие СМИ, докопавшись до того, что злополучный рис поставили с завода Berbice Mill в Гайане, а страну груз покинул 26 мая. Однако ни в одном из первоначальных сообщений не упоминалось, что Jean Gabriel – вовсе не то судно, которое забрало рис из Гайаны. 

Трудно не согласиться, что в последние годы контрабанда наркотиков в контейнерных грузах набирает обороты. По имеющимся оценкам, треть незаконного оборота наркотиков перевозится именно таким образом. Но, учитывая, что 90% грузов международной торговли перевозится морскими судами, понимают ли, экипажи, что имеют дело с запрещенным грузом?  В большинстве случаев – нет, поскольку продукция попадает на борт и выгружается с него, как и любой другой не криминальный товар. 

Это приводит к первому выводу – сообщая о подобных инцидентах, необходимо быть крайне осторожными в оценках и воздерживаться от ложных или вводящих в заблуждение заявлений, которые касаются причастности к незаконной деятельности моряков, судов и судоходных компаний.  Ошибочные сообщения могут бросить тень на репутацию невиновных людей. На сегодняшний день нет никаких доказательств того, что Jean Gabriel, его экипаж или судовладелец каким-либо образом замешаны в этом деле.

Контейнер

Остается невыясненным момент, как контейнер с наркотиками попал на борт. Но ответ можно найти в СМИ Гайаны. Так, местная газета Stabroek News подробно описала весь путь риса – от завода Berbice Mill до отправления из страны. Так, его доставили в порт на нескольких грузовиках, и далее загрузили в контейнеры, получателем которых значилась польская компания FHU Konpack. Структура, отвечающая за качество производимого в стране риса – Guyana Rice Development Board – утверждает, что следовала стандартным процедурам, применяющимся при проверке качества риса на заводе и последующей его фумигации в порту. Сколько точно было контейнеров с продукцией, а сколько с кокаином –  до конца не ясно. 

В отчете говорится, что контейнеры опломбировали 21 и 22 мая, что подтверждается документами. Затем их погрузили на борт принадлежащего немецкой компании судна Asiatic Wind (под флагом Сингапура), которое главным образом осуществляет перевозки внутри Карибского бассейна.

Учитывая, что известно, в какие порты заходил Jean Gabriel, можно подтвердить сообщение Stabroek News, что 7 июня контейнер с рисом выгрузили с борта Asiatic Wind в порту Каучедо, Доминиканская Республика. Далее в отчете указано, что рис погрузили на борт Jean Gabriel 13 июня, и в тот же день судно отправилось в Европу. После выгрузки в  Гамбурге 27 июня контейнер находился на хранении в порту в ожидании отправки в Польшу.

Согласно сообщениям, таможенные органы заинтересовались им после получения оперативной информации, в которой говорилось, что внутри могут находиться наркотики. Если бы не этот факт, скорее всего, груз успешно дошел бы до Польши. 

Это подводит ко второму выводу – отслеживая пути контрабандных поставок наркотиков, важнее обращать внимание на перемещение контейнеров, а не судов. Особенно это касается случаев, когда имеет место перевалка грузов, что создает путаницу и может привести к ошибочным выводам относительно причастности к преступной деятельности тех или иных лиц. 

Основываясь на общедоступной информации, в этом конкретном случае невозможно окончательно определить, где именно наркотики заложили в контейнер. Если бы на пути из Гайаны в Гамбург распломбировали и затем закрыли контейнер, то скрыть этот факт, было бы крайне трудно. Теоретически это могло произойти в порту Кауседо. Можно предположить, что, как и в ряде других, уже раскрытых случаев контрабанды, наркотики погрузили на борт, когда судно находилось в открытом море. Но данные о перемещении Jean Gabriel не содержат ничего необычного, что могло бы бросить тень подозрения.

Единственной странностью стало изменение осадки с 11,7 метра на 12,1 метра на пути между Лондоном и Гамбургом. Однако ни отклонения от курса, ни замедления хода судно не производило. Таким образом, маловероятно, что экипаж контейнеровоза совершил какие-либо незаконные действия, указывающие на причастность к нашумевшему делу, чего нельзя сказать о втором фигуранте – т/х Asiatic Wind. 

Так, данные АИС показывают, что 3 июня, перед тем как войти в порт Кингстона, это судно, находясь в территориальных водах Ямайки, совершило крутой поворот на 90 градусов и исчезло с радаров на 12 часов 36 минут. Это означает: у судна все это время не работала АИС, что является грубым нарушением, если о данном факте нет соответствующих записей в судовом журнале. Очень часто такие действия говорят о возможных незаконных операциях. Хотя точно судить, что происходило в этот промежуток времени, невозможно, до тех пор, пока следователи не установят место закладки наркотиков в контейнер на суше. Но нельзя исключать, что они попали на борт, когда судно находилось в море. 

Рис

И, наконец, сам рис может быть важной частью этой головоломки. Использование мешков с этой продукцией для контрабанды кокаина становится все более распространенной практикой среди наркоторговцев. Так, в августе 2014 года 100 килограммов кетамина обнаружили в контейнере с рисом, попавшем в Канаду из Индии; в феврале 2018 года в Индонезии пресекли попытку ввоза тонны метамфетамина в тюках с рисом на борту Sunrise Glory; в сентябре 2020 года в Великобритании перехватили партию героина на сумму более 160 млн долларов США, спрятанную в мешках с рисом на борту Maersk Sembawang. В обнаруженной в 2015 году в Аргентине партии контрабандного груза преступники даже смешали кокаин с рисом, чтобы его было труднее обнаружить. Буквально в прошлом году в Суринаме –  восточном соседе Гайаны – изъяли одну из крупнейших в истории страны партий наркотиков. И это далеко не все случаи. 

Несмотря на то, что все они произошли в разных странах, связь между контрабандой кокаина и именно гайанским рисом можно проследить. Так, 13 августа 2013 года в Доминиканской Республике нашли 70 кг кокаина в партии из Гайаны; 28 августа 2017 года ямайские власти обнаружили 78 мешков с кокаином на сумму почти 700 тысяч долларов США – также риса из этой страны; 30 октября 2017 года правоохранительные органы самой Гайаны еще до отправки судна в Бельгию нашли 67 кг кокаина в рисе. Это лишь некоторые из наиболее известных инцидентов. 

Участившиеся случаи контрабанды кокаина в партиях риса – всего лишь часть глобальной тенденции вовлечения морских торговых судов в незаконный оборот наркотиков. Международные преступные группировки и террористические организации все чаще используют морской транспорт в своих гнусных целях. Современные наркоторговцы крайне изобретательны и используют современные технологии для сокрытия своей деятельности. Поэтому в случае с рисом следует контролировать связь между производителем продукции и картелями, поскольку последние через подставных лиц и организации могут выступать участниками преступной цепочки. Все это подводит нас к заключительному выводу – несмотря на то, что в центре внимания правоохранителей находится кокаин и пути его контрабанды, необходимо гораздо шире подходить к расследованию инцидентов, тщательно изучая контакты и связи производителей товаров, в которых обнаружили наркотик. 

Вывод

Самый благоприятный расклад для преступников, когда риск – не велик, а потенциальная выгода – огромна. Бизнес, который регулярно терпит убытки, разваливается. Тот факт, что в мешках с гайанским рисом неоднократно находили кокаин, но этот способ контрабанды еще используется, говорит о том, что гораздо чаще такая доставка оказывается успешной. 

Остается добавить, что 4 ноября 2020 года на судне, следовавшем из Гайаны в Бельгию, обнаружили 11,5 тонн кокаина. Наркотики пытались провезти в грузе металлолома. Этот случай – очередное доказательство того, что преступники считают переправку наркотиков на борту грузовых судов – перспективным и выгодным способом доставки. 

В Российском профсоюзе моряков считают, что это – отрезвляющие выводы, которые должны побудить с удвоенной силой подойти к переосмыслению тактики предупреждения контрабанды наркотиков и запрещенных веществ, а также роли членов экипажей, судов и судоходных компаний в подобных историях. 

– Криминализация – серьезная проблема, с которой сталкиваются моряки по всему миру в связи с глобальным характером судоходства, – добавляют в РПСМ. – В большинстве случаев нельзя рассматривать членов экипажа в качестве лиц, причастных к перевозке запрещенного груза, так как команда не имеет к нему никого отношения. Задача моряков – доставить его из одного пункта в другой в целости и сохранности – с этим они прекрасно справляются.  

Источник maritime-executive.com

Перевод ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх