15.03.2021

Урок истории: как кризисы влияют на уровень пиратства

2020 год оказался крайне неблагополучным с точки зрения морского пиратства: число инцидентов по всему миру выросло более чем на 20% по сравнению с предыдущим годом, а в Западной Африке было зарегистрировано рекордное количество нападений с начала 1990-х годов. Однако рост атак на торговые суда был зафиксирован не только в Гвинейском заливе, но и в Юго-Восточной Азии, Северной и Южной Америке. В 2020 году резко увеличилось число похищений людей, а количество высадок преступников на борт движущихся судов достигло самого высокого показателя за последние пять лет. Часто угрозу морского пиратства недооценивают, а его связи с отрицательными последствиями пандемии для экономики уделяется недостаточно внимания. И напрасно, поскольку за предыдущими финансовыми кризисами всегда следовал значительный рост морской преступности. Пандемия COVID-19, по всей видимости, способствует созданию аналогичных условий, которые вызывают рост нападений на суда.

В качестве примера взаимосвязи экономических проблем и морского пиратства можно привести Азиатский финансовый кризис 1997–1998 годов. Он резко снизил доходы населения, подстегнул рост безработицы в регионе и повышение цен на продукты питания. Уровень бедности во многих странах Юго-Восточной Азии вырос. А число пиратских нападений в регионе впоследствии подскочило на 80% – с 1998 по 1999 год, еще на 50% – с 1999 по 2000 год. То есть в 1998 году Международное морское бюро (IMB) зарегистрировало здесь 89 инцидентов, а всего два года спустя – уже 247. Размах морского пиратства в регионе вернулся к докризисному уровню только в 2006 году, но спустя всего год Азия вместе с остальным миром ощутила на себе последствия глобальной рецессии, которая началась в США. Поэтому в течение последующих пяти лет количество случаев пиратских нападений и вооруженного разбоя на море, в частности, в водах Индонезии увеличилось почти в четыре раза. С 2008 года начался и резкий рост захватов торговых судов сомалийскими пиратами.

Экономические последствия пандемии COVID-19 не менее разрушительны, среди них – сокращение рабочих мест, отрицательные темпы роста экономики и увеличение числа малоимущих. Так, в 2020 году, по оценкам Всемирного банка, еще 150 миллионов человек оказались за чертой бедности. Многие из стран, испытывающих проблемы с пиратством, особенно остро ощутили отрицательные экономические последствия пандемии. Международный валютный фонд ожидает серьезного роста безработицы в Индонезии, Уругвае, Бразилии, Мексике и на Филиппинах. Мрачные прогнозы были сделаны для многих стран Западной Африки. Тем не менее в некоторых государствах, например, Китае, МВФ ожидает восстановления экономики в 2021 году. А вот те страны, в которых она была слабой и до пандемии, восстанавливаться будут дольше и тяжелее.

Экономические факторы по-прежнему имеют важное значение для понимания того, что толкает людей на преступления. Многочисленные исследования указывают, что отсутствие возможности законного заработка, особенно в местном рыболовном секторе, является фактором, который заставляет население заниматься пиратством и грабежами. Пандемия коронавируса при этом сильно ударила по мировой рыбной отрасли. Усилия по смягчению последствий COVID-19 привели к снижению индекса цен на рыболовную продукцию, а также к ожидаемым в будущем сокращениям поставок, производства, потребления и доходов от торговли. Ограничения, принятые в связи с пандемией, особенно сильно ударили по рабочим в развивающихся странах, поскольку во многих богатых государствах спрос на морепродукты упал.

Помимо IMB рост преступности на море в 2020 году отметили и другие центры сообщений о пиратстве. Международная морская организация и Информационный центр Регионального объединения по борьбе с пиратством и вооруженным разбоем в Азии (ReCAAP ISC) также зарегистрировали резкий скачок преступной активности. Управление военно-морской разведки США через свою cистему сообщений о преступных действиях в отношении судов (Anti-ship Activity Messaging System) зафиксировало 264 инцидента в прошлом году, что на 70% больше, чем в 2019. Все эти организации также отмечали резкий подъем пиратской активности, последовавший сразу за двумя последними финансовыми кризисами.

Безусловно, в целом сегодняшний всплеск пиратства гораздо скромнее тех, что наблюдались раньше. Кроме того, борьба с морскими преступлениями, которая ведется на протяжении многих лет, приносит свои плоды. Например, в отчетах IMB о пиратстве за 2020 год не сообщалось ни об одном инциденте в Аденском заливе, а нападения, зарегистрированные в Юго-Восточной Азии, в основном представляли собой вооруженные грабежи, а не захват судов или похищения членов экипажа. По данным ReCAAP, в подконтрольном им регионе за 2020 год произошел только один инцидент категории 1 (самые тяжкие), что значительно меньше, чем всего несколько лет назад. Повысился уровень безопасности в портах Малайзии, заметно сократилось число нападений на якорной стоянке в Читтагонге (Бангладеш).

При этом ситуация в восточной части Сингапурского пролива по-прежнему вызывает беспокойство. Ежегодно транзитом через этот узкий 105-километровый пролив проходит более 100 000 судов, перевозящих нефть, железную руду, продукты питания и пальмовое масло. В 2020 году IMB зафиксировало в Сингапурском проливе 23 нападения, что почти вдвое больше, чем в предыдущем, и является самым высоким показателем в регионе за всю историю сбора данных IMB. Согласно статистике ReCAAP, более высокая активность пиратов в Сингапурском проливе отмечалась и в 2014–2015 годах. Обе организации сходятся в одном – за последние три года число нападений на торговые суда здесь значительно возросло.

Самым опасным с точки зрения пиратства морским регионом сегодня остается не Сингапурский пролив, а Гвинейский залив. Более 40% всех пиратских атак и попыток нападений произошло в Западной Африке – это самый высокий процент с момента начала сбора данных IMB. Преступления в этих водах по-прежнему отличаются большей агрессивностью по сравнению с другими регионами, а львиная доля всех похищений членов экипажей в мире приходится на Гвинейский залив. По меньшей мере 130 моряков были взяты в заложники западноафриканскими пиратами в прошлом году, что почти вдвое больше, чем всего за два года до этого. К сожалению, пока ничто не говорит о том, что в 2021 году ситуация изменится к лучшему.

Причем нападения теперь не обходятся без жертв. Так, 23 января 15 членов экипажа контейнеровоза Mozart были похищены пиратами в 98 морских милях к северо-западу от Сан-Томе и Принсипи в Гвинейском заливе. Судно следовало из Лагоса в Кейптаун, когда на него высадились пираты. В ходе столкновения погиб один из членов экипажа родом из Азербайджана.

Удивительно, но несмотря на то, что в 2020 году число случаев пиратских нападений и вооруженных ограблений судов увеличилось, пандемия в некоторых случаях даже способствовала сокращению преступности на море. Например, в первой половине 2020 года в Индо-Тихоокеанском регионе наблюдался рост незаконного, несообщаемого и нерегулируемого (ННН) рыбного промысла по сравнению с 2018 годом, но на самом деле он снизился по отношению к тому же периоду 2019 года. Большинство случаев преступной ловли с января по июнь 2020 года были зафиксированы в территориальных водах Филиппин, Шри-Ланки, Индонезии, Малайзии и Таиланда. Введенный на Филиппинах с 17 марта по 15 мая режим самоизоляции пришелся как раз на рыболовный сезон, и этим, похоже, был обусловлен всплеск ННН-промысла. Объем морской контрабанды по сравнению с 2019 годом сократился. Вполне вероятно, что этому способствовали введенные из-за пандемии ограничения.  

Специалисты считают: решение проблем безопасности на море в условиях глобальной пандемии требует инклюзивного и комплексного подхода. Преступники процветают там, где сохраняются слабые институты власти, ощущается недостаток военно-морских ресурсов и не налажено взаимодействие между соседними странами. Для решения такой сложной проблемы, как морское пиратство, правительства должны укреплять региональное сотрудничество, усиливать правоохранительную деятельность на море, совершенствовать местное управление и исправлять неблагоприятные экономические условия, которые способствуют этому явлению.

Кроме этого, международному сообществу необходимо активно бороться с экономическими последствиями пандемии COVID-19. Если сосредоточить усилия на преодолении неравенства и лучше подготовиться к будущим потрясениям, то прибыль от незаконной деятельности может стать не такой уж привлекательной для бедных слоев населения, особенно при условии гарантированной занятости и наличия адекватной системы социальной защиты. Возможно, лучше всего начать с того, чтобы стимулировать государства в полной мере реализовать руководящие принципы обеспечения устойчивого мелкомасштабного рыболовства, изложенные Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН. Многие работники мировой рыбной промышленности не имеют надлежащей правовой и иной защиты. Оказать поддержку сектору производства продукции аквакультуры — это значит, в числе прочего, наделить его работников инструментами, с помощью которых они могли бы требовать необходимые средства защиты, улучшения условий труда и обеспечения доступа к социальным услугам в условиях продолжающейся пандемии.

В Российском профессиональном союзе моряков отмечают, что ситуация с пиратством в мире в этом году, вполне возможно, может ухудшиться, поэтому членам экипажей лучше неотступно следовать рекомендациям руководств «Лучшие практики по борьбе с пиратством», которые разработаны с учетом особенностей разных регионов. Однако самым важным залогом безопасности всегда остается бдительность и внимательное наблюдение за окружающей обстановкой.

По материалам hstoday.us, автор – профессор Брэндон Принс

↑ 

Наверх