26.01.2021

Результативность государств флага по версии ICS

Международная палата судоходства (ICS) опубликовала Табель эффективности работы государств флага – «Flag State Performance Table – 2020/2021», с помощью которого судовладельцы могут сопоставить показатели работы морских администраций и выбрать флаг для регистрации судна. В Табеле отмечается соответствие стран ряду критериев, таких как записи государственного портового контроля (PSC), ратификация международных морских конвенций и участие в заседаниях Международной морской организации (ИМО).

Генеральный секретарь ICS Гай Платтен, комментируя представленные сведения, начал с положительных моментов: «Такие государства флага, как Маршалловы острова, Гонконг, Сингапур, а также Багамы и Кипр продолжают работать на исключительно высоком уровне. 

Среди 10 крупнейших судовых регистров по дедвейту тоннажа, охватывающих более 70% мирового флота, ни один не имеет более двух показателей потенциально отрицательной работы, а пять вообще не показывают негативной динамики. Кроме того, Табель четко указывает на то, что различий между «традиционными» флагами и открытыми регистрами нет. Так, многие открытые регистры имеют такие же высокие показатели как некоторые европейские регистры, а такие государства флага, как Япония, будут и впредь работать хорошо. 

Тем не менее, есть ряд небольших государств флага, которым, по мнению Гая Платтена, предстоит проделать большую работу, чтобы значительно улучшить свои показатели. Он добавил, что «судовладельцам следует очень внимательно рассмотреть перспективу использования таких флагов, так как они могут быть восприняты как субстандартные». В частности, речь идет о таких государствах как Того и Конго, которые имеют по 10 и 12 негативных показателей работы соответственно. 

Отметим, что государство флага РФ имеет положительные результаты по всем 19 пунктам, обозначенным в таблице, включая сведения о проверках Парижского и Токийского меморандумов о взаимопонимании по контролю судов государством порта, ратификациях основных морских конвенций.

В Российском профсоюзе моряков отмечают, что помимо критериев, которые взяты за основу, существуют и другие важные моменты. Например, политика государства флага в отношении условий труда и быта членов экипажей на судах. Так, в конце лета 2020 года на борту судна Contamines под флагом Маршалловых островов, который ICS выделяет в качестве положительного примера работы, разгорелся серьезный конфликт: у россиян и украинцев истекли контракты. Однако вместо того, чтобы привлечь судоходную компанию к ответственности за продление договоров, срок которых приблизился к 11-месячному международному максимуму, или, например, расследовать невыплаченную зарплату и встать на защиту измученных долгим рейсом моряков, инспектор регистра Маршалловых островов попытался уговорить их остаться на борту. 

РПСМ призывает судоходные компании проводить более широкий анализ при выборе флага для регистрации флота, в том числе по вопросам обеспечения соблюдения прав моряков на судах.


↑ 

Наверх