25.01.2021

Непрофессиональные моряки и политика банков: как судовладельцы объясняют невыплату задолженностей членам экипажей

Как бы прошлый год не перекроил ситуацию в судоходной отрасли, одно, к сожалению, остается практически неизменным – частые невыплаты зарплат морякам, работающим в Черном море. Иногда возникающие проблемы удается решать быстро, но нередко возмещения долгов приходится добиваться месяцами. Инспектор Международной федерации транспортников (МФТ) в Новороссийске Ольга Ананьина рассказала о том, с какими абсурдными отговорками судовладельцев ей приходится сталкиваться, добиваясь выплат для членов экипажей.

Так, например, в ноябре прошлого года с судна Messila (ИМО 9294953, флаг Панамы) в инспекторат МФТ поступило обращение от турецких моряков, которые сообщили, что судовладелец Aswan Shipping Denizcilik не выплатил им заработную плату за октябрь. Кроме того, ранее списанный с теплохода украинский экипаж не получил зарплату за два предыдущих месяца, а некоторые моряки – и за 4.

– Проблема с выплатой задолженности турецкому экипажу на борту решилась очень быстро – приход на судно инспекторов государственного портового контроля (PSC) в Новороссийске заставил компанию найти 34 000 долларов США буквально в течение нескольких часов, –  рассказала Ольга Ананьина. – А вот за зарплату списанного ранее украинского экипажа пришлось побороться. В начале судовладелец, как обычно, ссылался на финансовые трудности, пандемию и т. д., затем начал обвинять моряков в профнепригодности, и в конце концов дошел до прямых угроз в их адрес.

Менеджер компании, г-н Онур Демир, не поленился отправить списанным членам экипажа сообщения следующего содержания: «Мне стыдно работать с украинцами, я надеюсь, что компания отправит остаток задолженности и мы избавимся друг от друга. Как только мы закончим с зарплатой, я отправлю рапорты в украинские морские власти».

При этом до сих пор долг полностью не погашен одному моряку. Заявление об этом было отправлено в администрацию флага.

Как отметила Ольга Ананьина,  часто задержки по заработной плате, в связи с которыми обращаются члены экипажей, превышают все мыслимые сроки. Например, моряк, работавший на судне Palladiy (ИМО 8856261,флаг Камеруна, оператор Юг Днепротранс), ждал заработную плату на протяжении четырнадцати месяцев. Совсем недавно долг погасили, но с той же проблемой обратился другой член экипажа, который после списания еще в далеком августе 2019 года недополучил от компании 800 долларов. Инспектор МФТ направила запрос в компанию, но ответа пока не получила.

Похожий случай – и с моряком с судна Semyon Morozov (ИМО 7529639, флаг Палау), оператором которого является базирующаяся в Новороссийске компания Sea Way Investors Shipping. После его списания в феврале 2020 года судовладелец остался должен члену экипажа 700 долларов.

– В ответ на мое обращение с требованием найти эту неподъемную сумму и наконец-то погасить долг, менеджер ответила, что в связи с политикой банка они не могут переводить деньги на персональные счета, поэтому моряк сам должен попасть на судно и там получить долг, – рассказала Ольга Ананьина. –  Могу сказать, что это самое абсурдное объяснение, которое я когда-либо получала за все время работы. Скорее всего, компания переживает очень тяжелые времена, и это является основной причиной, которая не позволяет найти средства на погашение долга.

В Российском профсоюзе моряков отмечают: подобные ситуации на работающих в Черном море судах возникают регулярно. По мнению Ольги Ананьиной, чтобы не остаться без зарплаты, морякам, в первую очередь, нужно тщательно выбирать судно, обращать внимание на судовладельца и флаг теплохода – например, все попытки достучаться до Камеруна в случае возникновения проблем с работодателем будут, скорее всего, абсолютно бесполезны. Заранее узнать информацию о недобросовестных судовладельцах, которые в прошлом уже нарушали свои обязательства перед моряками, и о теплоходах, где риск этого довольно высок, можно в профсоюзе.

↑ 

Наверх