20.01.2021

Вакцинировать в первую очередь моряков вне зависимости от гражданства

Международная палата судоходства (ICS) призвала государства вакцинировать в первую очередь  моряков и береговых работников, а также признать членов экипажей ключевыми работниками. По мнению организации, эти шаги необходимы, чтобы не допустить продолжения и усугубления кризиса смены экипажей 2020 года. ICS требует, чтобы государства, которые снова начали накладывать ограничения на поездки после известий о мутации Covid-19, признали жизненно важную роль, которую моряки играют для мировой экономики и глобальной системы поставок.

В организации отметили, что здоровые и вакцинированные моряки критически важны для обеспечения стран по всему миру необходимыми товарами и продуктами. В 2021 году значительную их часть составят медицинские принадлежности, в том числе шприцы и индивидуальные средства защиты, которые потребуются для осуществления вакцинирования от Covid-19. Однако из-за ограничений, связанных с коронавирусом,  сотни тысяч членов экипажей вынуждены оставаться в море на протяжении месяцев после завершения контрактов, а срок пребывания некоторые из них приближается к двум годам, что дает основания беспокоиться о безопасности судов, усталости моряков и их доступе к здравоохранению. Слабая поддержка правительств стран может привести к тому, что с вводом новых ограничений число таких моряков начнет быстро расти, а не сокращаться.

Так, распространение новых штаммов Covid-19 в Бразилии, Южной Африке и Великобритании стало толчком к ужесточению требований в портах по всему миру. Филиппины, например, распространили временный запрет на смену на моряков, прибывших из 35 стран, и исключили сход в филиппинских портах иностранцев. Великобритания не впускает тех, кто прибыл из Южной Америки, США также ужесточили въездные требования. Это только часть широкого свертывания действий по облегчению перемещений. Как боятся в судоходной отрасли, оно может сделать сотни тысяч моряков «сопутствующими потерями» бездействия правительств.

В свете этого Международная палата судоходства, представляющая более 80% судовладельцев во всем мире, призывает правительства всерьез принять свои обязательства перед моряками и избежать повторения ошибок 2020 года. В прошлом году комитет высокого уровня правовых экспертов Международной организации труда (МОТ) обнаружил, что на протяжении пандемии Covid-19 государства нарушали права моряков и не выполняли ряд положений Конвенции МОТ 2006 года о труде в морском судоходстве.

– Чтобы гарантировать безопасность работников, судоходная отрасль и различные действующие в ней органы и структуры, в том числе ICS, объединились, чтобы призвать широкий круг участников цепочек поставок начать действовать и поддерживать моряков прямо сейчас, – отметили в Международной палате судоходства. – В экипаже среднестатистического судна трудятся моряки, по меньшей мере, трех национальностей, а иногда – и тридцати. Этот факт делает возможность вакцинации по гражданству какой-то одной страны, с учетом текущей модели дистрибьюции вакцин, непростой задачей. Приоритетный допуск к вакцинам для всех моряков, а также четкие протоколы прививочных паспортов, соответствующие рекомендациям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) сегодня – острая необходимость для мировой торговли.

Отметим, что в декабре Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, которая призывает все страны мира признать моряков ключевыми работниками. За этим последовало принятие подобной резолюции Административным советом Международной организации труда. В ней подробно описывается роль моряков в современном мире и предлагаются реальные меры для придания членам экипажей статуса ключевых работников, включая разрешение схода на берег для получения медицинской помощи.

В настоящее время более 40 государств признали моряков ключевыми работниками, однако значительной части морских держав среди них нет. Это создает запрос внутри индустрии на новые решения в вопросе дистрибьюции вакцин, чтобы гуманитарный кризис, с которым пришлось столкнуться морякам, не стал хуже.

– Первенство вакцинации тех, кто отвечает за перевозку вакцин и средств персональной защиты по всему миру, должно быть очевидным, – отметил Гай Платтен, генеральный секретарь ICS. – Правительствам необходимо отнести моряков к ключевым работникам и дать им приоритетный доступ к вакцинам, так как невозможность ротации экипажей ставит под угрозу перевозку критически важных медицинских материалов, необходимых для вакцинации людей во всем мире. Если мы хотим поддерживать глобальную торговлю, моряки не должны быть поставлены в конец очереди по вакцинированию. Государства будут неспособны обеспечить вакцинацию своих граждан без судоходства и, что самое важное, без моряков.

В Российском профсоюзе моряков отмечают, что сами члены экипажей не всегда столь же однозначно настроены по отношению к вакцинированию. В то время, как некоторые из них готовы сделать прививки, другие либо уже переболели и считают, что им они не нужны, либо в целом настроены скептически. «С одной стороны, усилия судовладельцев по обеспечению первоочередного вакцинирования моряков понятны: на фоне ужесточения условий смены в портах становится ясно, что кризис может продлиться еще очень долго, если государства и дальше продолжат игнорировать существующие проблемы, – отметили в РПСМ. –  С другой стороны, в этом вопросе не должно быть принуждения – права моряков сегодня и без этого нарушаются слишком часто».

По материалам ICS

↑ 

Наверх