Морской отрасли при организации вакцинации предстоит столкнуться с особыми препятствиями операционного характера, поскольку разработанная против COVID-19 вакцина вводится в два этапа.
Для выработки антител необходимо вводить по две дозы вакцины, и вторая доза в зависимости от производителя вводится через 21-28 дней после первой.
«Это серьезный вызов в операционном плане», – поясняет доктор Энн Джаррис, генеральный директор Discovery Health MD, фирмы по управлению медицинскими рисками из Сиэтла. «Нужно тщательно всё распланировать, составить списки групп людей, обеспечить их явку в назначенный день, при этом количество времени, в течение которого вы можете подготовить вакцину для введения, очень ограничено».
После того, как сделан первый укол, нужно быть готовым сделать второй. Для этого может потребоваться снова вернуть судно в порт, из которого оно вышло несколько недель назад. Хранение или введение вакцины на борту в настоящее время не рекомендуется из-за возможности резких скачков температуры, необходимости защиты вакцины от вибрации и ограниченных возможностей в море для оказания врачебной помощи в случае побочных реакций. Страны рекомендуют вводить первую и вторую дозу в одном и том же месте, но это может быть невозможно с технической точки зрения.
Обычная реакция на введение вакцины включает болезненность или сыпь в месте инъекции, утомляемость, жар и мышечные боли. Они могут начаться сразу после вакцинации или проявиться через несколько дней. Сообщалось об аллергических реакциях, которые, вероятно, проявились в ответ на какие-то компоненты, входящие в состав вакцин, такие как полиэтиленгликоль. Поэтому при вакцинации людей с аллергическими реакциями в анамнезе следует оставлять их под наблюдением врача в течение 30 минут после укола. За людьми без такого анамнеза следует наблюдать в течение 15 минут.
Возможно, появятся вакцины, которые можно будет вводить одноразово, отмечают в Российском профессиональном профсоюзе моряков. И вполне вероятно, что судовладельцы предпочтут дождаться именно них, чтобы не создавать лишние трудности. В этом случае следует начинать прорабатывать логистику вакцинации экипажей уже сейчас.