13.01.2021

«Каждая потерянная жизнь – это трагедия»

Число случаев суицидов среди моряков сегодня растет, и большую роль в этом играет не только пандемия коронавируса, но и недостаток осведомленности о психическом здоровье в индустрии. А совсем недавно к трагедии чуть не привела торговая война между Индией и Китаем: индийский моряк, член экипажа судна Anastasia, несколько месяцев простоявшего в китайских водах без выгрузки попавшего под запрет в Китае австралийского угля, после 13 месяцев на борту попытался покончить жизнь самоубийством. До этого ему было отказано в возможности вернуться домой и позаботиться о больной жене и двух сыновьях, у которых был диагностирован коронавирус. Специалисты компании Mental Health Support Solutions (MHSS), специализирующейся на обеспечении психологической поддержки и выработке рекомендаций для морской отрасли, высказали строгое предупреждение: индустрии необходимо проводить политику нулевой терпимости по отношению к проблемам психического здоровья и суицидам в море. Судоходная отрасль должна осознать, что чтобы разрешить сложившуюся ситуацию, придется еще много поработать.

– Самоубийства в море являются и всегда были серьезной проблемой, потому что каждая потерянная на борту жизнь – это трагедия, – сказал Чарльз Уоткинс, клинический психолог и исполнительный директор MHSS. – Необходимо сделать нашим приоритетом то, чтобы об этом вопросе говорили открыто и было найдено решение, которое поможет предотвратить эти потери в будущем.

Уоткинс отметил, что в интересах каждого работодателя содействовать безопасной, здоровой и честной рабочей среде. Каждая компания должна ввести конкретную политику рассмотрения жалоб, которая будет действовать быстро и соответствовать местному законодательству. «Необходима политика нулевой толерантности, чтобы люди действительно воспринимали это всерьез, – добавил он. – Владельцы и менеджеры должны предлагать психологические тренинги и образование, чтобы гарантировать безопасную, честную и продуктивную рабочую среду на борту».

Признавая, что невозможно свести рост случаев самоубийств только к одному фактору, Уоткинс, тем не менее, уверен, что обстановка на судне очень сильно влияет на психическое состояние моряков. «Издевательства и притеснения оказывают разрушительное действие на членов экипажей, и особенно на тех из них, кто уже имеет какие-то психологические проблемы, – считает он. – Мы уловили эту тенденцию и работаем над тем, чтобы повысить осведомленность, рассказать об опасности и о системах поддержки, которые необходимо ввести».

Согласно мнению команды MHSS, проблему нужно начать решать с простого и открытого разговора о подобных случаях в море и самоубийстве в целом. Моряков важно научить понимать, кто из их коллег в зоне риска. Членам экипажа необходимо предоставить средства и инструменты, с помощью которых они смогут начать разговор на эту тему и будут знать, как оказать помощь тем, кому приходится трудно.

Отметим, что Международная федерация транспортников (МФТ) ранее говорила о необходимости получить лучшее представление о реальном количестве самоубийств в море, вместо которых нередко указываются другие причины смерти. Это происходит потому, что условия найма обычно исключают выплату компенсаций и пособий в связи со смертью на рабочем месте в случае суицида. Большинство клубов взаимного страхования не покрывают самоубийства. К тому же в Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве прописано, что национальное законодательство может освобождать судовладельцев от ответственности в случае травмы или болезни, происшедших по причине умышленного нарушения дисциплины заболевшим, травмированным или погибшим моряком. «Мы бы хотели увидеть изменения в Конвенции в отношении этой нормы, однако понятно, что это займет много времени в связи со стигматизацией психических заболеваний во многих странах», – отмечает Жаклин Смит, морской координатор МФТ. По ее  мнению, только этот шаг позволит получить представление о реальном числе суицидов среди моряков.

– К сожалению, сегодня надежного источника информации о распространенности самоубийств в море нет, а психологическое здоровье, несмотря на некоторый прогресс, все еще является опасной темой для обсуждения на борту: многие члены экипажа боятся, что если коллеги и тем более  судовладелец  узнают об их проблеме, они могут потерять работу и столкнуться с серьезными трудностями при поиске новой, – отметили в Российском профсоюзе моряков. – Со стигматизацией психологических проблем необходимо бороться. Сегодня огромное число моряков столкнулись со стрессом, который трудно вынести даже самой крепкой психике, и им как никогда нужна помощь и поддержка.

По материалам Splash247 и Seatrade Maritime News

↑ 

Наверх