23.12.2020

VIII съезд ФПРМТ: несмотря на усилия, некоторые вопросы не удалось решить

Сегодня состоялся очередной, VIII съезд Федерации профсоюзов работников морского транспорта (ФПРМТ), который впервые прошел в режиме онлайн конференции. В его работе приняли участие делегаты, представляющие членские профсоюзы Федерации: Российский профсоюз моряков, Российский профсоюз докеров, Российский профессиональный союз работников морского транспорта, Межрегиональный профсоюз лоцманов, ТПО «Мурманский траловый флот», объединение «Югмор», Профессиональный союз работников морского транспорта республики Крым.

Председатель ФПРМТ Юрий Сухоруков рассказал о работе, проделанной в отчетный период с правительственными органами, которая всегда сводилась к следующему:  представление  и отстаивание  социально-трудовые прав работников морской отрасли; совершенствование действующего законодательства, развитие социального партнерства в разработке и заключении отраслевых и профессиональных соглашений, а также коллективных договоров; развитие сотрудничества между профсоюзами, входящими в ФПРМТ, взаимодействие с профсоюзами, не входящими в Федерацию, с национальными профсоюзными объединениями.

Действуя в интересах РПСМ, который активно участвует в работе Межведомственной комиссии по реализации в РФ Конвенции (2006) о труде в морском судоходстве (КТМС), ФПРМТ, по его просьбе инициировала на площадке РТК рассмотрение некоторых вопросов выполнения отдельных положений КТМС, которые, к большому сожалению, до нестоящего времени либо еще не нашли своего нормативного правового закрепления в действующем законодательстве РФ, либо на практике не выполняются Российской Федерацией.

К их числу, в первую очередь, относятся требования КТМС о медицинском обслуживании моряков на борту судов и на берегу, многие положения которых до настоящего времени не отражены в действующем законодательстве РФ по вине Минздрава РФ.

Несмотря на то, что требование КТМС, обязывающее государства-члена проводить национальную политику по расширению возможностей для занятости моряков является нормой прямого действия, не требует имплементации в действующее законодательство РФ, в своей текущей деятельности по нормотворчеству и на практике, РФ игнорирует его.

– Вопреки нашим многочисленным возражениям о недопустимости этого вследствие, прежде всего, острого дефицита рабочих мест на национальном морском рынке труда, начиная с 2014 года идет законодательный демонтаж разрешительного порядка привлечения иностранных граждан на работу в РФ. В том числе, и на работу в качестве членов экипажей морских судов под Государственным флагом РФ. Эту ситуацию усугубляют возобновившаяся практика временного перевода российских морских судов под иностранную юрисдикцию, а также выдача Правительством РФ разрешений на плавание в каботаже иностранным судам, также влекущих за собой утрату рабочих мест на национальном морском рынке труда, – сказал Юрий Сухоруков. – В этой связи по нашей инициативе положение о ситуации с занятостью российских моряков на национальном морском рынке труда, включая и его Арктическую и шельфовую зону, также вынесено для рассмотрения на площадку РТК. Так, в частности, решением рабочей группы РТК по развитию рынка труда и содействию занятости населения от 23.11.2020 Минтрансу России предложено организовать и провести межведомственное совещание с участием заинтересованных федеральных ведомств (Минвостокразвития России, Минтруд России, МВД России и Росморречфлот) и привлечением Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Российская палата судоходства» для обсуждения ситуации на национальном морском рынке труда на основе проведенного нами анализа состояния действующего законодательства по данному вопросу и мерах по его совершенствованию с целью обеспечения наиболее полной занятости российских моряков.

Отмечая в целом как удовлетворительную, проводимую РФ работу по реализации положений КТМС, и в особенности тех ее положений, которые касаются закрепления правомочий государственного портового контроля в КТМ РФ виде санкции к судовладельцам за нарушение требований условий труда в сфере  морского судоходства, выражающейся в запрете выхода судну из порта, следует особо отметить тот факт, что реализация данного правомочия была поставлена под угрозу положением законопроекта «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» о включении этого вида контроля в сферу действия названного закона. И только вследствие своевременного вмешательства ФПРМТ при рассмотрении данного законопроекта на площадке РТК это недоразумение было устранено посредством обращения внимания Минтранса России на допущенную им оплошность при межведомственном согласовании законопроекта. Таким образом, государственный портовый контроль, как и в законе «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», выведен из сферы действия нового закона.

Вместе с тем, следует отметить, что несмотря на принимаемые меры и усилия, отдельные вопросы принятого VII Съездом ФПРМТ постановления «О состоянии некоторых вопросов правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений и мерах по их совершенствованию» не удалось решить.

В частности, не удалось добиться законодательного запрета применения заемного труда для докеров-механизаторов.

Также не удалось решить вопросы нормативно-правового совершенствования функционирования лоцманской деятельности и на этой основе повышения социальной защищенности морских лоцманов.

После вынесения Правительством РФ в лице Минтранса России отрицательного отзыва на подготовленный группой членов Совета Федерации ФС РФ законопроекта о создании Единой государственной лоцманской службы перспективы его принятия, к сожалению, представляются сомнительными, несмотря на поддержку с нашей стороны и МПЛС, а также профсоюзной стороны РТК.

Вследствие проводимых Правительством РФ, в том числе и Минтрансом России, мероприятий в рамках так называемой «регуляторной гильотины», носящих, на наш взгляд, во многом избыточный и кампанейский характер, которые могут  привести к ущемлениям трудовых прав всех работников морского транспорта, совершенно призрачной с юридической точки зрения, как обязательного нормативного правового акта с января 2021 года, представляется ситуация с Положением о морских лоцманах Российской Федерации, что неизбежно повлечет за собой ущемление прав на охрану и безопасные условия труда этой специфической и уникальной категории работников.

По этой же причине Минтруд России затягивает разработку Правил по охране труда для морских лоцманов, что не может не вызывать озабоченности вследствие отсутствия его правового регулирования.

В прошедшем периоде юридической службой проводилась и иная работа, в том числе по оказанию практической помощи членским организациям в их текущей уставной деятельности.

А именно, такая помощь была оказана Северной региональной организации РПСМ, Российскому профсоюзу докеров и Профсоюзу работников морского транспорта Республики Крым в ходе незаконных попыток местных правоохранительных органов по надуманным предлогам возбудить уголовные дела, связанные с, якобы, совершением руководителями названных профсоюзных организаций преступлений в ущерб финансовым интересам этих организаций. После вынесения ФПРМТ этого вопроса на площадку РТК с предложением расценить действия соответствующих правоохранительных органов как нарушение обязательств действующего Генсоглашения в части недопустимости вмешательства государственных органов в финансовую деятельность профсоюзов с целью воспрепятствования их деятельности вообще, эти попытки были прекращены.

В условиях действия ограничительных мер, связанных с пандемией новой коронавирусной инфекции, ФПРМТ была оказана необходимая поддержка Территориальной профсоюзной организации «Мурманский траловый флот» в организации репатриации членов экипажей рыбопромысловых судов.

Говоря о пенсионной реформе, профсоюзы добились продолжения деятельности рабочей группы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по совершенствованию пенсионного законодательства. ФПРМТ обозначила следующие вопросы, которые требуют дальнейшего рассмотрения и решения. Среди них: необходимость сохранения действующих ранее параметров пенсионного обеспечения лиц, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установление для членов экипажей морских, речных судов и судов рыбопромыслового флота, которые проработали не менее половины установленного льготного стажа и имеют требуемую продолжительность страхового стажа (25 лет – мужчины и 20 лет – женщины), право на назначение им страховой пенсии с уменьшением общеустановленного возраста выхода на пенсию на один год за каждые 2 года и 6 месяцев для мужчин и 2 года для женщин.

В связи с принятием ограничительных мер из-за распространения новой коронавирусной инфекции (COVID) на площадку РТК были вынесены следующие документы: проект постановления Правительства Российской Федерации «Об особенностях правового регулирования трудовых отношений в 2020 году» и проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной и удаленной работы».

ФПРМТ в основном поддержала данный законопроект, однако обратила внимание на необходимость уточнения некоторых вопросов по электронному взаимодействию сторон трудового договора (исключения правовой неопределенности достоверного определения лица, отправившего сообщение), особенностям оформления документов при заключении трудового договора о дистанционной работе, порядку введения временной удаленной работы.

Делегаты съезда большинством голосов признали работу ФПРМТ за отчётный период удовлетворительной.

Председателем ФПРМТ на следующие 5 лет единогласно вновь избран Юрий Сухоруков, председателем Совета Федерации –  Игорь Павлов. Также обновлен состав Ревизионной комиссии, Совет ФПРМТ продолжит работу в прежнем составе.

Отметим, что численность членов профсоюзов – членских организаций ФПРМТ за прошедший период численность несколько снизилась и составляет 85 099 человек.

 

↑ 

Наверх